Через два года Глинка, со всеми своими творческими начинаниями, вернулся на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны. Симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена…
Биография Глинки - это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил Иванович стал героем нескольких амурных приключений, а, вернувшись в Россию, решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.
У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Увы, брак оказался несчастливым. Глинка быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн, дочь музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Отношения Глинки с возлюбленной длились почти десять лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила, изменяла ему и через шесть лет брака тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод, который состоялся через два года. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн, но, получив развод, так и не женился на ней, поняв, что накал любовных страстей угас. Ходили слухи, что у Екатерины Керн была дочь от Глинки. Ни подтверждения, ни опровержения этого факта найти не удалось. Известно, что в разгар романа Керн опасно заболела, а после ее выздоровления у Глинки возник план уехать в Италию и там тайно заключить брак со своей возлюбленной, так как их отношениям противились родственники с обеих сторон. Но из этого так ничего и не вышло…
Тем временем дружба Михаила Ивановича и Александра Сергеевича продолжалась - у них было много общих интересов. Глинка даже задумал оперу «Руслан и Людмила», чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге ее постановка почти провалилась.
Зрелый период творчества композитора открывает опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Исторический сюжет о подвиге костромского крестьянина и окончании Смутного времени был предложен В. А. Жуковским, написавшим текст эпилога. Уникальность оперы «Жизнь за царя» в том, что большая часть стихов приспосабливалась к уже написанной музыке. Премьера оперы в декабре 1836 года в Большом театре Санкт-Петербурга стала новым этапом в развитии русской музыкальной культуры. На премьере присутствовали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский.
Успех «Жизни за царя» определил милость Николая I к ее автору: Глинка был признан первым композитором России и в 1837 году назначен на должность капельмейстера Придворной певческой капеллы. К этому времени относится первый опыт Глинки в церковной музыке (Херувимская песнь).
Помимо двух опер, наиболее известными произведениями Глинки являются «Попутная песня» и «Камаринская».
Название для последней придумал князь Одоевский.
В XVIII-XIX столетиях «Камаринская» включалась в программу российских ассамблей и балов, где обычно ее отплясывали все присутствующие. А появилась эта народная песня
как радостная пляска в честь освобождения от татаро-монгольского ига.
Историческую роль «Камаринской» подчеркивал Петр Ильич Чайковский, который писал о русской симфонической школе, что «вся она в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб – в желуде. И долго из этого богатого источника будут черпать русские композиторы, ибо нужно много времени, много сил, чтобы исчерпать все его богатство». В сущности, этими же словами можно охарактеризовать значение симфонического творчества Глинки в целом.
«Попутная песня», которую Михаил Глинка посвятил родственнику братьев Кукольников Н.Ф. Немировичу-Данченко, является самым известным и самым исполняемым произведением из цикла «Прощание с Петербургом».
Имя поэта и драматурга Нестора Кукольника, очень популярного в середине XIX века, сегодня бы никто и не вспомнил, если бы не этот вокальный цикл Михаила Ивановича Глинки, который был написан на стихотворные тексты некогда очень известного литератора.
Многие современники композитора не понимали, как степенный и выдержанный Михаил Иванович Глинка мог дружески сблизиться с таким заносчивым и легкомысленным человеком, как Нестор Кукольник. Дело в том, что Глинке очень нравилось, как поэт быстро и легко сочинял стихи, кроме того композитор находил в лице Нестора тонко чувствующего и понимающего слушателя. Помимо вокального цикла «Прощание с Петербургом» композитор на стихи Нестора Кукольника написал романс «Сомнение», а также сочинил музыку к его драме «Князь Холмский».
Бывало и так, что музыка романса Глинки появлялась раньше, чем сочинялся текст. Например, с «Попутной песней» именно так все и произошло. Она была одной из самых любимых в репертуаре Федора Шаляпина, он часто включал ее в программу своих концертов.
Кстати, надо отметить, что и сам Глинка, не имея большого голоса, умел так выразительно исполнять свои романсы, сопровождая их искусным аккомпанементом, что публика, заслушиваясь, по его воле смеялась и плакала.
В 1856 году Глинка снова покинул родину и уехал в Берлин. Прожил он там недолго, всего год, а 15 февраля 1857 года скончался. Болезни и слабое здоровье сделали свое дело. . Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище.
Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила приехала в Берлин, чтобы устроить перевозку праха брата на родину. Гроб с телом композитора из Берлина в Санкт-Петербург перевозили в картонной коробке с надписью «ФАРФОР».
Удивительное совпадение! Ведь именно «фарфором» называли Глинку, желая подчеркнуть красоту его музыки.
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
22 января 1898 года родился Сергей Эйзенштейн
26 октября 1880 года родился Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый)
9 сентября 1828 г. родился Лев Николаевич Толстой
14 мая 1553 года родилась Маргарита де Валуа, известная также как «Королева Марго́»
24 ноября 1954 года родился знаменитый режиссер Эмир Кустурица
11 апреля 1880 года родился Михаил Михайлович Фокин