Драгоценный Глинка

Светлана Марлинская|10 Октября 2024, 16:26| опубликовано в номере №1912, февраль 2024
  • В закладки
  • Вставить в блог

Через два года Глинка, со всеми своими творческими начинаниями,  вернулся на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны. Симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена…

Биография Глинки - это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил Иванович стал героем нескольких амурных приключений, а, вернувшись в Россию, решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.

У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Увы, брак оказался несчастливым.  Глинка быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн, дочь  музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Отношения Глинки с возлюбленной длились почти  десять  лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила,  изменяла ему и через шесть лет брака  тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод, который состоялся через два года. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн, но, получив развод, так и не женился на ней, поняв, что накал любовных страстей угас.  Ходили слухи, что у Екатерины Керн была дочь от Глинки. Ни подтверждения, ни опровержения этого факта найти не удалось. Известно, что в разгар романа Керн опасно заболела, а после ее выздоровления у Глинки возник план уехать в Италию и там тайно заключить брак со своей возлюбленной, так как их отношениям противились родственники с обеих сторон. Но из этого так ничего и не вышло…

Тем временем дружба Михаила Ивановича и Александра Сергеевича  продолжалась -  у них было много общих интересов. Глинка даже задумал оперу «Руслан и Людмила»,  чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге ее постановка почти провалилась.

         Зрелый период творчества композитора открывает опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Исторический сюжет о подвиге костромского крестьянина и окончании Смутного времени был предложен В. А. Жуковским, написавшим текст эпилога.  Уникальность оперы «Жизнь за царя» в том, что большая часть стихов приспосабливалась к уже написанной музыке. Премьера оперы  в декабре 1836 года в Большом театре Санкт-Петербурга стала новым этапом в развитии русской музыкальной культуры. На премьере присутствовали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский.

        Успех «Жизни за царя» определил милость Николая I к ее автору: Глинка был признан первым композитором России и в 1837 году  назначен на должность капельмейстера  Придворной певческой капеллы.   К этому времени относится первый опыт Глинки в церковной музыке (Херувимская песнь).

Помимо  двух опер, наиболее известными произведениями Глинки являются «Попутная песня» и «Камаринская».

Название для последней придумал князь  Одоевский.
В XVIII-XIX столетиях «Камаринская» включалась в программу российских  ассамблей и балов, где обычно ее отплясывали все присутствующие. А появилась  эта народная песня
как радостная пляска в честь освобождения от татаро-монгольского ига.

Историческую роль «Камаринской» подчеркивал  Петр Ильич Чайковский, который писал о русской симфонической школе, что «вся она в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб – в желуде. И долго из этого богатого источника будут черпать русские композиторы, ибо нужно много времени, много сил, чтобы исчерпать все его богатство».  В сущности, этими же словами можно охарактеризовать  значение симфонического творчества Глинки в целом.

«Попутная песня», которую Михаил Глинка посвятил родственнику братьев Кукольников Н.Ф. Немировичу-Данченко, является самым известным и самым исполняемым произведением из цикла «Прощание с Петербургом».

Имя поэта и драматурга Нестора Кукольника, очень популярного в середине XIX века, сегодня бы никто и не вспомнил, если бы не этот вокальный цикл Михаила Ивановича Глинки, который был написан на стихотворные тексты некогда очень известного литератора.

Многие современники композитора не понимали, как степенный и выдержанный Михаил Иванович Глинка мог дружески сблизиться с таким заносчивым и легкомысленным человеком,  как Нестор Кукольник. Дело в том, что Глинке очень нравилось, как поэт быстро и легко сочинял стихи,  кроме того композитор находил в лице Нестора тонко чувствующего и понимающего слушателя. Помимо вокального цикла «Прощание с Петербургом» композитор на стихи Нестора Кукольника написал романс «Сомнение», а также сочинил музыку к его драме «Князь Холмский».

Бывало и так, что музыка романса Глинки появлялась раньше, чем сочинялся текст. Например, с «Попутной песней» именно так все  и произошло. Она была одной из самых любимых в репертуаре Федора Шаляпина, он часто включал ее в программу своих концертов.

Кстати, надо отметить,  что и сам Глинка, не имея большого голоса, умел так выразительно исполнять свои романсы, сопровождая их искусным аккомпанементом,  что публика, заслушиваясь,  по его воле смеялась и плакала.

В 1856 году Глинка снова покинул родину и уехал в Берлин. Прожил он там недолго, всего год, а  15 февраля 1857 года скончался. Болезни и слабое здоровье сделали свое дело. . Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. 

Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила приехала в Берлин, чтобы устроить перевозку праха брата на родину. Гроб с телом композитора из Берлина в Санкт-Петербург перевозили в картонной коробке с надписью «ФАРФОР».

Удивительное совпадение! Ведь именно «фарфором» называли Глинку, желая подчеркнуть красоту его музыки.

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Божественная Сара

22 октября 1844 года родилась Сара Бернар

Разговор с разведчиком

11 июля 1903 года родился советский разведчик Рудольф Абель. Эксклюзивное интервью полковника для журнала «Смена»

Поэт земли русской

3 октября 1895 года родился Сергей Есенин

в этом номере

Эмир Кустурица

24 ноября 1954 года родился знаменитый режиссер Эмир Кустурица

Повелительница сердец

14 мая 1553 года родилась Маргарита де Валуа, известная также как «Королева Марго́»