Через два года Глинка, со всеми своими творческими начинаниями, вернулся на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны. Симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена…
Биография Глинки - это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил Иванович стал героем нескольких амурных приключений, а, вернувшись в Россию, решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.
У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Увы, брак оказался несчастливым. Глинка быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн, дочь музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Отношения Глинки с возлюбленной длились почти десять лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила, изменяла ему и через шесть лет брака тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод, который состоялся через два года. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн, но, получив развод, так и не женился на ней, поняв, что накал любовных страстей угас. Ходили слухи, что у Екатерины Керн была дочь от Глинки. Ни подтверждения, ни опровержения этого факта найти не удалось. Известно, что в разгар романа Керн опасно заболела, а после ее выздоровления у Глинки возник план уехать в Италию и там тайно заключить брак со своей возлюбленной, так как их отношениям противились родственники с обеих сторон. Но из этого так ничего и не вышло…
Тем временем дружба Михаила Ивановича и Александра Сергеевича продолжалась - у них было много общих интересов. Глинка даже задумал оперу «Руслан и Людмила», чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге ее постановка почти провалилась.
Зрелый период творчества композитора открывает опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Исторический сюжет о подвиге костромского крестьянина и окончании Смутного времени был предложен В. А. Жуковским, написавшим текст эпилога. Уникальность оперы «Жизнь за царя» в том, что большая часть стихов приспосабливалась к уже написанной музыке. Премьера оперы в декабре 1836 года в Большом театре Санкт-Петербурга стала новым этапом в развитии русской музыкальной культуры. На премьере присутствовали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский.
Успех «Жизни за царя» определил милость Николая I к ее автору: Глинка был признан первым композитором России и в 1837 году назначен на должность капельмейстера Придворной певческой капеллы. К этому времени относится первый опыт Глинки в церковной музыке (Херувимская песнь).
Помимо двух опер, наиболее известными произведениями Глинки являются «Попутная песня» и «Камаринская».
Название для последней придумал князь Одоевский.
В XVIII-XIX столетиях «Камаринская» включалась в программу российских ассамблей и балов, где обычно ее отплясывали все присутствующие. А появилась эта народная песня
как радостная пляска в честь освобождения от татаро-монгольского ига.
Историческую роль «Камаринской» подчеркивал Петр Ильич Чайковский, который писал о русской симфонической школе, что «вся она в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб – в желуде. И долго из этого богатого источника будут черпать русские композиторы, ибо нужно много времени, много сил, чтобы исчерпать все его богатство». В сущности, этими же словами можно охарактеризовать значение симфонического творчества Глинки в целом.
«Попутная песня», которую Михаил Глинка посвятил родственнику братьев Кукольников Н.Ф. Немировичу-Данченко, является самым известным и самым исполняемым произведением из цикла «Прощание с Петербургом».
Имя поэта и драматурга Нестора Кукольника, очень популярного в середине XIX века, сегодня бы никто и не вспомнил, если бы не этот вокальный цикл Михаила Ивановича Глинки, который был написан на стихотворные тексты некогда очень известного литератора.
Многие современники композитора не понимали, как степенный и выдержанный Михаил Иванович Глинка мог дружески сблизиться с таким заносчивым и легкомысленным человеком, как Нестор Кукольник. Дело в том, что Глинке очень нравилось, как поэт быстро и легко сочинял стихи, кроме того композитор находил в лице Нестора тонко чувствующего и понимающего слушателя. Помимо вокального цикла «Прощание с Петербургом» композитор на стихи Нестора Кукольника написал романс «Сомнение», а также сочинил музыку к его драме «Князь Холмский».
Бывало и так, что музыка романса Глинки появлялась раньше, чем сочинялся текст. Например, с «Попутной песней» именно так все и произошло. Она была одной из самых любимых в репертуаре Федора Шаляпина, он часто включал ее в программу своих концертов.
Кстати, надо отметить, что и сам Глинка, не имея большого голоса, умел так выразительно исполнять свои романсы, сопровождая их искусным аккомпанементом, что публика, заслушиваясь, по его воле смеялась и плакала.
В 1856 году Глинка снова покинул родину и уехал в Берлин. Прожил он там недолго, всего год, а 15 февраля 1857 года скончался. Болезни и слабое здоровье сделали свое дело. . Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище.
Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила приехала в Берлин, чтобы устроить перевозку праха брата на родину. Гроб с телом композитора из Берлина в Санкт-Петербург перевозили в картонной коробке с надписью «ФАРФОР».
Удивительное совпадение! Ведь именно «фарфором» называли Глинку, желая подчеркнуть красоту его музыки.
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
22 октября 1844 года родилась Сара Бернар
11 июля 1903 года родился советский разведчик Рудольф Абель. Эксклюзивное интервью полковника для журнала «Смена»
3 октября 1895 года родился Сергей Есенин
24 ноября 1954 года родился знаменитый режиссер Эмир Кустурица
14 мая 1553 года родилась Маргарита де Валуа, известная также как «Королева Марго́»