Достоинство мастера

Борис Черняков| опубликовано в номере №1120, январь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рабочее самолюбие... Два очень простых слова, но как много вместили они в себя! О человеке порой говорят: «Уж очень самолюбив!» - вкладывая в это выражение явно неодобрительный смысл. Но стоит присмотреться повнимательней к такому человеку, вдуматься в суть его поступков - и оказывается, что сказать тут надо было совсем другое: «себялюбие», «амбиция». Потому что перед тобой суетливая мелочность, желание во что бы то ни стало выпятить на первый план собственное «я». Что же касается подлинно рабочего самолюбия, то оно всегда хорошо, всегда к месту и ко времени, поскольку есть в нем признак спокойной уверенности в своих силах, сознательной уважительности к тому,

что умеют делать и твои руки и руки твоих товарищей.

Людей этой категории, очень разных и по возрасту и по характеру, неизменно объединяет одно общее качество. Они мастера, мастера в самом подлинном смысле слова, они считают ниже своего достоинства делать дело кое - как. Да, именно потому, что они сами так считают, а вовсе не потому, что над ними есть контролер ОТК. Отсюда высокий профессионализм, отсюда и умение взять от станка все, на что он способен. Им неизменно поручают обработку самых сложных, самых ответственных деталей, и они воспринимают это как должное, как нечто само собой разумеющееся. Глядя на них, занятых у станков своим привычным делом, можно было бы, наверное, для описания происходящего употребить немало цветистых эпитетов и метафор. Ну лучше всего сказать просто: люди работают.

Сергей Цветков пришел на Кировский завод двадцать пять лет тому назад, прямо из ремесленного училища. Был токарем, освоил профессии строгальщика и долбежника. Около двадцати лет работает на координатно - расточном станке.

Расточник самого высокого класса, обладающий редкостной культурой труда, он в числе первых на заводе - да, пожалуй, и в Ленинграде - получил значок «Отличник качества». Думаю, нет необходимости объяснять, насколько тесно связано это звание с такими понятиями, как профессиональное достоинство, профессиональный престиж, профессиональная обязательность.

Как - то на доске объявлений нашего участка вывесили приказ начальника цеха. В нем расточнику Сергею Владимировичу Цветкову объявлялась благодарность за то, что он, «...несмотря на возникшие трудности технического и организационного порядка, хорошо и в срок, не считаясь с личным временем, выполнил порученное ему задание».

В канун выходного дня, в самом конце смены, ему принесли для обработки очень срочную деталь. По всем техническим канонам сделать ее на координатно - расточном станке без специальной оснастки или на худой конец без специального резца со сложным профилем заточки было невозможно. Ни тем, ни другим обеспечить Сергея в тот момент не могли - отсюда и появившееся потом в приказе упоминание о технических и организационных трудностях. Мастер сказал: «Я все понимаю, потому и не могу тебе приказать, а могу только попросить - попробуй, может, что и получится. Сборщики ждут эту деталь, из - за нее все дело стоит».

Цветков крутил деталь и так и этак - работа, как говорят в подобных случаях производственники, «не пролезала». Нужен был специальный резец с очень необычной геометрией заточки режущей кромки. Делать инструмент придется, конечно, самому, но из чего? Перебрав весь свой запас резцов, Сергей так ничего подходящего не нашел. Вконец расстроившись, отправился домой.

- Веришь ли, - рассказывал он мне потом, - сижу дома, слушаю радио, а настроение у меня никудышное. Не выходит из головы деталь, хоть ты что хочешь делай, а не выходит! Заело меня самолюбие: быть того не может, чтобы не нашлось выхода. Взял лист бумаги, набросал один эскиз, второй, третий... И нашел!

На следующий день встал в шесть утра и поехал на завод. В то воскресенье станки были «обесточены», меня об этом еще с вечера предупредили электрики. Ладно, думаю, прикину хотя бы просто так - на месте все - таки виднее, да и деталь перед глазами. В цехе у станка еще раз проверил свои домашние расчеты: ошибки вроде бы нет, все должно получиться. Уже собрался было домой, но потом решил - подожду. И хорошо сделал, что не уехал, часам к двенадцати электрики включили подстанцию.

Пошел точить резец. Битый час провозился - оказалось, впустую: не в ту сторону заточил профиль режущей кромки. Что поделаешь, пришлось простоять у наждака еще час.

Наконец, настроился, пустил станок. Смотрю - все в порядке, все идет, как надо. В общем, часам к восьми я снял последнюю стружку и со спокойной душой уехал домой.

Вот и весь рассказ Сергея Цветкова, воспроизведенный мною почти дословно. Вряд ли он нуждается в комментариях. Разве что тут к месту будет вспомнить известное выражение: кто не хочет ничего делать - находит причину, кто хочет делать - находит средство.

Хотеть и находить - это тоже одна из черт характера, присущая настоящему мастеру своего дела, составная часть его профессиональной обязательности. Качество это вырабатывается исподволь, годами. И в том, как и при каких обстоятельствах оно проявляется, далеко не последнюю роль играет то, что человек научился ставить знак равенства между понятием «хочу» и понятием «надо».

Сегодня много пишут о необходимости поднять авторитет рабочей профессии. Что ж, это резонно. Но, ни в малейшей степени не отрицая важности и нужности этой пропаганды, хочу все же напомнить: авторитет любой профессии, ее престиж зависят прежде всего и главным образом от человека, владеющего ею. То есть от нас самих.

Ныне покойный Константин Симонович Харченко, интеллигентнейший человек, умница и непревзойденный знаток локального дела, чье рабочее мастерство славилось на заводе, как - то сказал:

- Слишком часто употребляем мы слово «мастер» всуе, потому оно и тускнеет, теряет свой изначальный смысл. Перевыполнил производственное задание на десять процентов - мастер; инструментом пользоваться умеешь, станок свой содержишь в порядке - опять мастер; а уж если сделал немудрящую оправку, чтобы самому сподручнее было работать, тебя могут зачислить в разряд таких мастеров, что хоть сейчас картину пиши: золотые руки, никак не меньше. Да нет, это совсем не смешно, а иной раз и просто грустно. Мне вот недавно рассказали, как в одном цехе представили человека к присвоению звания лучшего в своей профессии - обратите внимание: лучшего! - на том лишь основании, что он спиртным не грешил, прогулов не совершал и на работу не опаздывал. Каково, а?

Короче сказать, иногда происходит то, что принято называть смещением критериев. А ведь, кажется, чего проще? Добросовестный производственник - таковым и называйся, тут и спора нет; на Доску почета - пожалуйста; грамоту или премию - получай на здоровье, коли заслужил. Но чтобы именоваться высоким словом «мастер» - до этого надо еще дорасти.

Мне рассказали такую историю.

На слесарно - сборочный участок прислали новичка. Был он мал, круглолиц и неправдоподобно веснушчат. Бригадир как увидел его - только головой помотал:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены