Доморощенная «омерта»

Зиновий Юрьев| опубликовано в номере №1483, март 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

О допинге в советском спорте

Осень 87-го года. Тренерский семинар в Сочи. Зал тихо подремывает. И вдруг выступающий упоминает слово «допинг». С места вскакивает заслуженный мастер спорта Валентина Тихомирова, пятиборка, ныне работающая с детьми. Экс-чемпионка Европы несколько секунд молчит, потом бросает в зал:

— Что нам делать с этим злом? Оно проникло уже в юношеский, да что в юношеский, в детский спорт...

Тишина сменилась гулом. Не потому возбуждена была аудитория, что услышали тренеры нечто новое. Почти все они знали, что только на последней спартакиаде школьников были зафиксированы десятки случаев употребления допинга. Это зафиксированы, а сколько остались незафиксированными?

Всуе было произнесено то, о чем в нашем спорте не говорится, а тем более не пишется.

Итальянская мафия сильна законом «омерты», то есть молчания: не видел, не слышал, не скажу...

Широкое применение допинга в нашем спорте окружено таким же заговором молчания.

Нарушивших закон «омерты» в Италии чаще всего ожидает пуля, страх перед которой и гарантирует хроническую слепоту, глухоту и выпадение памяти.

Наша доморощенная спортивная «омерта» успешно поддерживается и без выстрелов. Во-первых, ни закон, ни власти этим вопросом не интересуются и никого поэтому в свидетели не призывают. Во-вторых, всем заинтересованным прекрасно известно, что пикни они только о допинге, как вдруг выяснится, что места в сборной им больше нет, что их тренерские или врачебные должности неукротимо попадают под сокращение штатов. И прощай, стало быть, Нью-Йорк с его знакомым магазинчиком на Яшкин-стрит, где можно поторговаться на родном языке, или Токио, где так охотно дают экспортную скидку... А прощаться не хочется.

Теперь уже трудно установить, кто первый начал применять для поднятия результатов в спорте анаболические стероиды. Говорят, пионерами были американские метатели Конноли и Ортер. Впрочем, это и не так важно. Важно, что «анаболический монстр», родившись, оказался на редкость живучим, пошел гулять по мировому спорту, требуя все новых и новых жертв.

Жертв? Не журналистское ли преувеличение?

Советский журнал «Фармакология и токсикология» № 1 за 1987 год: «Широкий спектр анаболических стероидов, их влияние на хромосомы и гены являются одной из причин тяжелейших осложнений».

«Токсическое действие на печень... Известны случаи возникновения опухолей почек у людей, принимающих анаболические стероиды».

Стероиды наносят страшный удар по гормональной системе. У мужчин они приводят к атрофии яичек, снижению количества спермы, подавлению полового влечения, развитию тканей грудной железы (вспомните одного из известнейших в прошлом штангистов, который поглощал стероиды пригоршнями и которому впору было носить бюстгальтер, правда, нестандартных размеров).

У женщин наоборот: «...понижается голос, увеличивается рост волос на подбородке и верхней губе... атрофируется матка... Прием анаболических стероидов может привести к бесплодию».

Американский специалист П. Зурер пишет в статье «Фармакологические средства в спорте»: «У детей и подростков, которые продолжают расти, некоторые виды анаболических стероидов могут вызвать преждевременное сплавление костей, в результате чего ребенок не достигает полного роста».

Ужасно, скажете вы, как же спортсмены могут идти на эту фармакологическую голгофу? Во-первых, большинство думает: это они пугают... Преувеличивают, как всегда... Алкоголем и сигаретой тоже ведь пугают, такая уж у них работа. Некоторые успокаивают себя: это ведь при злоупотреблениях, а я осторожненько... Было бы уж так опасно, врач не давал бы мне. эти таблетки. Третьи просто не осознают всю глубину угрозы, таящейся в анаболиках. И думают почти все не о каких-то там призрачных опасностях, а о медалях, славе и ее, так сказать, денежном эквиваленте. (На Олимпиаде в Калгари, например, наши спортсмены за золотую медаль получили 12 тысяч рублей, в том числе 4 тысячи долларов. В Сеуле с долларами было несколько похуже — 2 тысячи 800).

Известная спортсменка рассказывает (взяв страшную клятву даже косвенно не навести на ее след спортивных Шерлоков Холмсов, однако имя ее в редакции есть):

— Чаще всего врач просто давал нам таблетки. «Это витамины», — туманно объяснял он тем, кто спрашивал. Большинство предпочитало не спрашивать. Они знали, что это за «витамины» и что если откажешься — тут же вылетишь из сборной... Теперь я почти инвалид... постоянные боли... Гормональная система разрушена, все здоровье' расстроено... А ведь впереди жизнь, я бы хотела стать матерью.

— Вас удерживала от протеста только боязнь быть выкинутой из сборной?

— Все не так просто. Когда ты запрограммирован на победу любой ценой, шкала ценностей смещается. И поверьте, дело не только в жадности...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сарафан навырост

Ивановский студенческий дом моделей представляет

Лотерея

Рассказ

Жизнь и кошелек

Когда исчезнет дефицит?