Домна

Аркадий Пальм| опубликовано в номере №1159, сентябрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Южная окраина Кривого Рога. Широкая бетонная дорога пересекает старые застройки и выбегает к проходной доменного цеха № 2. Это и есть знаменитая «девятка». Она обосновалась отдельно от своих восьми сестер, составляющих доменный цех «Криворожстали». Я не спешу предъявлять пропуск. Утре только началось. И надо отдать дань традиции: подойти к тем вон ведрам, наполнить их водой и полить деревья. Домна привела с собой и вереницу тополей. Люди, которые трудятся здесь, обосновались по-хозяйски. И хотя тень деревьев не очень густая, я захожу в нее. И со мной происходят странные вещи: «девятка», только что казавшаяся исполином, стала пониже ростом, приветливее, ближе. И вот уже не гигантский «самовар» я вижу, а лица бетонщиков, монтажников, инженеров, тех, с кем подружился за время строительства.

Рассказывают, что начальник комбината Кривбасстрой Герой Социалистического Труда Владимир Митрофанович Саласюк первым посадил дерево возле окон штаба строительства комплекса. Потом уже хлопцы и девчата из комсомольско-молодежных бригад Ивана Давыдова, Ивана Бакунца стали ухаживать за саженцами. А бетонщица Наташа Изранцева, делегат XXII съезда ЛКСМУ, настояла, чтобы ту аллею доменщики приняли у строителей по государственному акту. Как несколько тысяч больших и малых фундаментов, на которых угнездилась главная домна страны.

Стоит она на месте саги – так называют степняки болотце с вешней водой. Помню, как подошел к саге экскаватор, помахал ковшом, как топором, и уложил сагу в кузова многотонных «КрАЗов». Образовался котлован с рыжими от влажной глины откосами. Девушка в малиновых брючках, заправленных в резиновые полусапожки, установила посередине котлована рейку с делениями. Геодезист Леонид Лыфарь приник к оконцу теодолита. Надо было сориентировать в пространстве домну с полезным объемом в 5 тысяч кубических метров.

Каких-то 18 лет назад я писал о енакиевских, ждановских, днепропетровских комсомольских домнах. Они представлялись мне богатырями. А «толщина» тех домен колебалась в пределах от 1 033 до 3 200 кубических метров... Словом, не хватало богатырской заставе парубка, подкручивающего усы. Ведь в Японии, например, вступила в строй доменная печь с полезным объемом 4197 кубометров. Печи подобного объема уже работают во Франции и ФРГ. «Девятка» распрямила плечи пошире. Но почему «Криворожсталья! Чем обоснован такой выбор!

Министр черной металлургии республики Я. П. Куликов ответил на этот вопрос так:

– Кривбасс плюс Донбасс. Шахты и горнообогатительные комбинаты края готовят хорошее металлургическое сырье. Это – первое условие. Второе – коксующиеся угли Донбасса. Третье – достаточное количество электроэнергии, днепровской воды и развитая сеть железных дорог и, конечно же, мощная строительная база. Сумма этих факторов заставила проектировщиков привязать «девятку» к металлургическому заводу имени В. И. Ленина. Задумывая ДП-9, XXIV съезд КПСС заглядывал в будущее.

Но могут спросить, почему считается, что чугун – основа черной металлургии. Потому что идет главным образом в передел – в мартеновский и конверторный цеха. Там, теряя углерод, он приобретает новые качества. Иначе говоря, становится сталью. Таким образом, чугун – колыбель бесчисленного множества семейств сталей – основного материала в эпоху научно-технического прогресса.

Однако давайте оставим пока в покое сталь, а познакомимся с родословной криворожской «девятки». Если говорить о дальних родственниках, то их надо искать на склонах киевских холмов. Именно там археологи обнаружили странные ямы, обложенные внутри каменьями. По остаткам золы определили, что имеют дело с «горнами». Это были плавильные печи, которые «сооружались у горы». В древние времена они являлись единственными агрегатами для выплавки железа. Потом появились «домницы», шахтные печи, где процесс сгорания древесного угля усилился при помощи дутьевых фурм. Получали из них тестообразный металл. Но однажды древний металлург был несказанно удивлен: домница выдала ручеек жидкого металла. Так родился чугун – сплав железа с углеродом, кремнием и марганцем. А домницы, совершенствуясь с веками, превратились в домны.

Первая доменная печь в России была построена на реке Тупица в 40-х годах XVII столетия. Позднее Петр I обратил взор к Уралу. Его любимец кузнец Никита Демидов «сторговал местных людишек» на строительство железоделательного завода с одной доменной печью. Произошло зга в 1699 году. Была она ростом в 13 метров и давала в сутки аж 14 тонн чугуна. Петр I ценил его наравне с золотом, потому как видел в нем свайные скобы, на которые ставил Петербург, да стволы пушек. Придет час, и уральский металл поставит точку в Полтавской битве.

Легенда приписывает молдавскому господарю Кантемиру слова, обращенные к Петру I: мол, пора на железоделательных заводишках иное топливо вводить. Говорено это было во время каспийского похода. Речь шла об угле, а в это время близ Кундрючья городка рудознатец Григорий Капустин грузил на подводы бочки с черным камнем. И будто бы Петр I сказал: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет». На этом я кончаю листать древнюю историю. Заметим только, что совет Кантемира пошел впрок. Кокс, который приготовляют из угля, сделал революцию в доменном производстве.

Однако главный вывод в другом. Домны, равно как и шахты, давали начало многим производствам. Они росли, а вместе с ними рос и рабочий класс России, совершивший Великую Октябрьскую революцию.

Возьмите любую работу В. И. Ленина, посвященную задачам победившего пролетариата. Одно из главных условий успеха – подъем черной металлургии. О чугуне, как о хлебе насущном, говорится в материалах буквально всех .съездов Коммунистической партии. По домнам равнялись пятилетки.

А когда случилась война, цена чугуна была равна жизни. Существует прямая связь между потухшими домнами юга, захваченного врагами, и панфиловцами, занявшими оборону у разъезда Дубосеково. Не хватало тогда у страны металла для противотанковых пушек. Политрук Клочков велел взять в руки гранаты.

Помню такой эпизод Рассказывал его Герой Советского Союза, генерал-лейтенант В. Баранов. Зимой 1941 года по приказу Верховного главнокомандующего корпус конников должен был отправиться в тыл к фашистам. Но 12 тысяч лошадей не были подкованы. И не было железа, чтобы сделать подковы и ухнали. А на ледяной дороге лошади падали, разбивали морды. Нечего было и думать отправляться на операцию. И вот тогда командиры пошли по деревенским хатам, просили разрешения снять ограды на могилах, кровельное железо, кресты с церквей. Люди отдали. День и ночь дымили походные кузни. Корпус вовремя отправился в поход.

Среди многих подвигов, совершенных в Великую Отечественную, никогда не забудется подвиг тыла. Около 2 тысяч крупных промышленных предприятий эвакуировались на Урал, в Сибирь, в Среднюю Азию. Лишь за три года войны на Востоке было вновь построено 24 домны, 128 мартенов, 56 прокатных станов, 67 коксовых батарей. Позже историки подсчитали, что каждый второй танковый экипаж был укрыт броней Магнитки. Доменный цех страны обеспечил и Берлинскую операцию. Он дал возможность изготовить и ввести в решающее сражение с фашизмом 41000 стволов артиллерии и минометов, более 6 300 современных танков прорыва. Так что прав поэт:

Эти домны святы, Говорю, понимая, Приносить бы цветы им Девятого мая.

Вот примерно то, о чем я думал в тополиной аллее и позже, когда протягивал вахтерше пропуск. Однако пошел не к горновым, а на строительство мелкосортного стана. Разыскал там Ивана Александровича Давыдова. Он бригадир комсомольско-молодежной бригады. Этот коллектив 20 июня 1973 года уложил в печь домны № 9 первый бетон. Поздравляю Ивана Александровича с Государственной премией УССР, которой он удостоен за новаторские методы работы и досрочное выполнение пятилетки. Слава Давыдова – чистой воды. Более половины бетона под фундаменты всей «Криворожстали» уложено руками Ивана Александровича и его товарищей. Юношей приехал он на стройку. Первая трудовая награда – медаль за восстановление черной металлургии Юга. 67 человек равной себе квалификации поставил он на рабочие точки. В честь комсомольско-молодежной бригады Давыдова на строительстве доменной печи № 9 сорок раз поднималось красное знамя.

Я как-то пытался подсчитать объем организаторской и педагогической работы, которую выполняет бригадир. Сбился. Приходит он раньше всех, где-то в начале шестого. И сразу же уйма проблем, связанных с организацией и обеспечением труда каждого рабочего в бригаде. Он всех знает, будто родных сыновей и дочерей. Многим обязана Наташа Изранцева Давыдову. Поначалу кельму, как зеркальце, держала и ревела по каждому поводу. Когда она после десятого класса пришла на стройку, ей было 18 лет. Настал черед, и Наташа «серебряную» кельму заслужила. Такую дают лучшей бетонщице. Но она не одна, ставшая мастером своего дела. Здесь выросла плеяда замечательных специалистов: С. Лещенко, А. Матвиенко, И. Бакунец,

Строительство начиналось с подъездных дорог, столовых, бытовок. Городок жилых домов распахнул двери перед новоселами. Автобусы привозили и увозили рабочие смены. Зимой возникла нужда в термосах: неплохо это – глоток горячего кофе в минуты передышки. Нашли и термосы. Мелочи! Нет, атмосфера заботы и доброжелательности.

Комсомольский штаб вел оперативное руководство 105 комсомольско- молодежными бригадами. Прежде всего речь шла о создании необходимых и равных для всех условий на каждом рабочем месте. А уже потом принимались социалистические обязательства. Потом – значит, после получения необходимых гарантий со стороны руководителей подразделений. Были у комсомольского штаба и задачи дальнего прицела. С помощью представителей ЦК ВЛКСМ на ударной собирались проектировщики, инженеры, молодые ученые тех институтов и предприятий, которые должны были поставлять на «девятку» электронику, средства автоматики и контроля. Одно дело – чертежи, на которые смотришь в Москве или в Новосибирске, другое – Кривой Рог, торопливый уют комнат для заседаний, жаркая сшибка мнений. Некоторые узлы ДП-9 конструировались впервые в мировой практике. Другие – на уровне патентов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены