Домна

Аркадий Пальм| опубликовано в номере №1159, сентябрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

У англичан есть выражение: корабль – лицо нации. Некогда великая морская держава могла себе позволить такой афоризм. Все лучшее, чем располагала промышленность, она отдавала флоту. И, конечно же, подготовка самих моряков опиралась на вековые традиции. Уходили эпохи, афоризм оставался. Но уже давно картина мира изменилась, и теперь не корабли (ни в прямом, ни в переносном смысле) определяют уровень промышленного потенциала. Научно-техническая революция выставила свои форпосты: атомные реакторы, ЭВМ, космические станции. И по-прежнему на правом фланге остаются домны. «Девятка» – лицо отечественной черной металлургии, ее сегодняшний и завтрашний день. Поэтому-то так придирчиво отбирали для ДП-9 принципиально новые технические идеи.

Главный инженер Укргипромеза (института, проектирующего предприятия черной металлургии) Константин Котов по профессии доменщик. Мы знакомы с ним давно, еще с тех времен, когда сооружались комсомольские домны на заводе имени Петровского. Константин строил их, а потом работал в цехе. Был в Бхилаи инженером производственного отдела. По просьбе правительства Индии написал подробную инструкцию «Производство чугуна на Бхилайском металлургическом заводе». Издана она была в Нагпуре и содержала конспект всего того нового в доменном производстве, что принято называть советской школой.

Котов расшифровал для меня термин «КИЛО» – коэффициент использования полезного объема печи. Если говорят: КИПО составляет 0,5, то это значит, что на каждую выплавленную в сутки тонну чугуна была использована половина кубического метра полезного объема домны. Чем ниже КИПО, тем производительнее работает лечь, тем больше чугуна она выплавляет. Давайте сравним. В среднем по Союзу доменщики работают с КИПО, равным 0,572. А что ДП-9! Уже сейчас, когда новенькая перешагнула миллионную тонну металла, КИПО приближается к заданному. Но вот дожать эти сотки и значит достичь проектной производительности: 4 миллионов тонн чугуна в год.

Был торжественный миг на всесоюзной ударной в канун нового, 1975 года. Иван Давыдов закончил кладку кирпича на литейном дворе. К нему подошел человек, сказал:

– Руку, товарищ. Я буду принимать у вас печь.

Старший горновой Николай Федосеевич Батцолой обнял строителя. Так произошла смена рабочих караулов возле агрегата стоимостью в сотни миллионов рублей – это примерно столько, сколько в годы первых пятилеток стоило сооружение Днепрогэса.

Говорят, что у «девятки» характер Давыдова. Тот наотрез отказался принимать бетон без заводского паспорта, подтверждающего его высокое качество. Девятая тоже заняла принципиальную позицию, она, к примеру, предъявила повышенные требования к сырью. Меню печи состоит из 21 тысячи тонн агломерата и окатышей, 4 800 тонн кокса. Словом, 20 железнодорожных составов сырья в сутки. И не просто хорошего, а самого отличного качества. Оказалось, что далеко не все предприятия Приднепровья и Донбасса готовы удовлетворить запросы доменного цеха № 2. И сейчас еще продолжается выравнивание уровней качества.

Низкое содержание железа в шихте – брак. Чуть-чуть больше допустимого серы в коксе – тоже брак. Проникающее влияние Девятой коснулось огромной армии людей. В гигантском конвейере, из которого в конце концов составляются 20 эшелонов сырья, нет места отсталости. Перестраивают свою работу шахты, карьеры, горнообогатительные комбинаты, коксохимзаводы. Не бывает так, чтобы научно-техническая революция действовала локально. Как правило, она производит гигантский переворот по широкому фронту.

Возникла новая форма социалистического соревнования: «Смежник, поддержи ритм!» Иначе говоря, все, кто причастен к работе девятой печи, обязались подтянуть качество с тем, чтобы сообща досрочно освоить проектную мощность.

Между тем агрегат набирает силу. Он уже дает почти 9 тысяч тонн чугуна в сутки. И хотя плавку ведут по курсу 7 тысяч приборов, им не обойтись без мастерства старших горновых: Н. Батцолоя, Н. Солдатова. Они экспериментировали, определяли оптимальные режимы. Не так это было просто. Горели фурмы, не ладилось с автоматикой загрузки шихты, подводил внутризаводской транспорт. Начальник доменного цеха П. Г. Нетребко, главный инженер завода В. А. Сацкий вместе с горновыми, со всем рабочим коллективом справились и с этими бедами. Но и по сей день коллектив новенькой каждые сутки держит экзамен на участника научно-технической революции.

Удивительные чувства испытываешь, присутствуя при рождении чугуна. На литейном дворе собирается вся смена. Горновой хлопочет у летки. Видны глазки воздушных фурм, хитроумное сплетение каналов на полу, выложенных из глины и песка, сверло машины для вскрытия канала летки. Но вот бур пробивает летку. Из печи вырывается лоскут пламени. И вдруг выкатывается огромная первая капля металла. Она ударяется о желоб, обдавая мириадами искр. Малиновое пламя становится гуще по мере того, как полнится огненная река на пути к ковшам.

Прекрасна юность металла!

«Девятка» набирает мощь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены