Помню, мне тогда «Путь к причалу» нравился больше именно тем, что в нем все-таки есть попытка решения каких-то вопросов, а здесь ничего.
Впрочем, авторы фильма не случайно вставили в фильм фигуру полотера в великолепном исполнении Владимира Басова. Они словно бы предвидели многочисленные аргументы относительно отсутствия в фильме «ружья, которое бы стреляло», «правды характеров» и т. д. Полотер — это, в общем-то, прообраз будущего критика фильма «Я шагаю по Москве».
Надо сказать, что когда картина «Я шагаю по Москве» была показана на фестивале в Канне, то именно там, в окружении наимоднейших и наиновейших шедевров западного кино, стало как-то сразу совершенно отчетливо видно, о чем эта картина. В этой картине — точное время: Москва, 60-е годы XX столетия.
Да, в картине новое время и новые люди, рожденные этим временем. В фильме бесконечная атмосфера доверия, доброго доверия, бесконечной человечности, гуманизма; и Москва в фильме становится символом этого доверия, этого гуманизма. Этот «легкий», «бездумный» фильм «ни о чем» — о целом поколении, которое вступает в жизнь смело, свободно, духовно раскрепощенное, не отягченное уже никакими тенями прошлого — того прошлого, которое мы именуем временем культа личности.
И, наверно, именно это имел в виду Данелия, когда сказал мне:
— «Я шагаю по Москве» — фильм о счастливых людях.
Наверно, поэтому он так и дорог ему.
Над чем сейчас работает Данелия? Представьте, над комедией. Значит, он твердо решил обратиться именно к этому жанру? Впрочем, он не считает «Я шагаю по Москве» комедией: «Это получилось как-то само собой, без нашего участия. Зрители смеются — ну, что ж, это не так плохо...»
Трудно сейчас говорить, какому именно жанру посвятит себя Георгий Данелия. Ведь он поставил всего три фильма. Все только начинается,
Но начинается хорошо...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.