Добрая Лиза

Павел Емелин| опубликовано в номере №1358, декабрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Позавидовал он тогда Петру: все у того есть – и квартира и мотоцикл... Он же на казенной баланде пять лет жил. Зеленый был, петушился. Хотелось себя показать, ну и подрались с пацанами у кинотеатра, схватился за нож...

«Пора браться за ум, – думал Эдик, – Чем я хуже Петьки?»

В тот день они с Петром задержались после работы у пивного киоска. Встали в очередь, все чин чином. И тут подкатили эти трое.

Эдик сразу понял, что это за птицы. Ухмыляются, лезут вперед. Давно ли он сам был таким? Стоять и ждать считал ниже своего достоинства. Подойдет, бывало, такой же развязной походкой к окошку, улыбнется продавщице, словно век с ней знаком, скажет небрежно: «Налей-ка, роднуля, молодому дарованию». И попробовал бы кто возразить! Теперь его самого оттирают. Ну, нет...

– Куда ты, Эдик? – только и успел крикнуть Петр.

– Подожди, Петя. Небольшой урок вежливости.

Эдик вцепился в плечо одного из «троицы». Что было дальше – помнит смутно. С пробитой головой и сломанной рукой его доставили в больницу.

Ночью ему снились кошмары. Будто он переплывает бурную широкую реку, вконец обессиленный, выходит на берег, а его опять бросают в воду. «Никто не понимает меня», – чуть не плача, думал Эдик, проснувшись утром в палате. И вдруг появилась Лиза. И это был не сон.

В воскресенье Лиза приехала к Софье Михайловне. Было время, когда они, девчонки-одноклассницы, не вылезали из этой полной книг квартиры. Слушали музыку, читали стихи, спорили, пили чай с вафлями. Софья Михайловна была их кумиром. Все знали романтическую историю любимой учительницы. Еще в студенческие годы она вышла замуж за молодого физика, который увлекался поэзией и альпинизмом. Он хотел показать горы и жене, но не успел: вместе с товарищем погиб под снежной лавиной. Софья Михайловна как святыню хранит его письма и слышать не хочет ни о каких знакомствах.

Все реже заглядывали к учительнице ее любимицы. Одна Лиза оставалась верной и преданной ученицей. Впрочем, теперь они стали подругами. Даже внешне похожи: обе тонкие, ясноглазые. Только у Софьи Михайловны в прическе поблескивала седина.

Все было как прежде: они слушали музыку, пили чай, но от внимательного взгляда учительницы не ускользнуло, что Лиза сегодня какая-то другая, более возбужденная, даже рассеянная.

– Как у тебя на работе? Все в порядке? – Софья Михайловна говорила ровным, хорошо поставленным голосом словесника. Лиза знала: за этой спокойной, несколько холодноватой интонацией прячется деликатная доброта. Можно ответить одним словом: «Нормально», – и Софья Михайловна ни о чем больше не спросит. Но сейчас Лизе не терпелось рассказать обо всем, что случилось с ней за эти дни, и, конечно же, про Эдика.

– Мне твердят: «Не ходи к нему», – торопливо говорила она, – а я не могу так. Разве можно все время попрекать человека его прошлым? Помните, вы говорили нам о законе сохранения доброты? О том, что даже капелька добра, подаренная другому, может стать ему опорой в жизни? Ах, Софья Михайловна, дорогая, как бы мне хотелось быть такой капелькой! Вы меня понимаете, да?..

Учительница с едва заметной улыбкой любовалась своей ученицей. «Как прекрасен порыв этой девочки! – думала она. – Как глубоко, как тонко восприняла она давний урок!» Но в то же время возникала тревожная мысль: так ли серьезно чувство Лизы? Хватит ли у нее сил и терпения нести на своих хрупких плечах такое бремя ответственности за судьбу другого человека?

– Ты хорошо помнишь сказку Экзюпери «Маленький принц»? – выслушав Лизу, спросила Софья Михайловна.

– Еще бы... Ведь это мое любимое произведение.

– Позволь тогда напомнить слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил...»

– Я понимаю, понимаю! – горячо перебила девушка. – Если бы вы видели Эдика, его глаза! В них столько горя. Я помогу, я спасу его.

Эдик быстро поправлялся. Ему не сиделось в палате. Он то и дело выходил в коридор, надеясь увидеть там Лизу. Однажды вместо Лизы к нему подошла санитарка тетя Шура.

– Ты что же, бесстыжие твои глаза, делаешь с девчонкой? – напустилась она на парня. – Думаешь, живая душа тебе игрушка? Не видишь разве, дитя она еще?..

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены