За городом, километрах в четырех, в стороне от пыльного Куйлюкского шоссе, в весьма невзрачных с виду бараках, расположился единственный на всю Среднюю Азию приемник - распределитель для беспризорников.
Сотня здоровых горластых ребят в возрасте от 6 до 16 лет, в недалеком прошлом бесшабашных беспризорных «гольцов», нашла временный приют в приемнике. Временный потому, что приемник - это как бы карантинный пункт, где ребята, взятые прямо с улицы, выдерживаются от трех до шести месяцев, а затем направляются в тот или иной детский дом.
В приемнике вы можете встретить представителей едва ли не всех республик необъятного Советского Союза, наслышавшихся всяких былей и небылиц о Ташкенте, «городе хлебном», и прикативших сюда на буфере товарного поезда «пожить вольготно».
Сотня ребят различнейших характеров и нравов, видевших многое за свою недолгую жизнь... Их воспитать, сделать из них полезных членов общества дело не легкое, требующее большого внимания и энергии от воспитателей. А воспитателей в приемнике немного - 4 - 5 человек. Все комсомольцы. Заведующий тоже комсомолец.
В приемнике много различных кружков, прививающих ребятам трудовые навыки и расширяющих их умственный кругозор. И нужно сказать, что ребята довольно быстро отвыкают от «вольной» жизни, втягиваясь в работу.
У приемника свое небольшое хозяйство, состоящее пока - увы! - только из нескольких свиней с поросятами. На большее нет средств.
Имеется пионерский отряд.
Состав отряда, правда, текуч, но это не мешает ему почти всегда насчитывать 25 - 40 ребят.
В массе воспитанников пионеры - наиболее сознательная публика, которая зачастую берет в шоры недисциплинированных ребят и вообще в очень значительной степени облегчает работу воспитателей.
За несколько лет существования приемника в нем побывало сотни четыре с лишним ребят, из которых сейчас очень многие уже служат, учатся в школах, техникумах, вузах и работают на производстве.
Пребывание ребят в приемнике основано на принципе добровольности.
Беспризорники летом буквально наводняют города Средней Азии, главным образом, Ташкент. И, конечно, приемник, рассчитанный на 60, а вмещающий 100 человек, не есть средство к ликвидации беспризорности.
То помещение, в котором приемник сейчас расположен, не удовлетворяет даже самым элементарным требованиям гигиены, не говоря уже о том, что он расположен вблизи исправлена, и о том, что еще недавно в одном из бараков, прилегающих к приемнику, под слабым надзором долгое время жил прокаженный.
Правительство Узбекской ССР недавно отпустило на строительство нового здания приемника сто тысяч рублей. Ню постройка долгое время задерживалась окружными организациями, а сейчас Узгосстроем, подписавшим договор о строительстве здания.
Строительство не начато. Стройматериалы не забронированы.
А время идет быстро, и строительный сезон может остаться позади.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.