На вопросы читателей отвечают тренер и игроки клуба
«Динaмo» (Москва) — самая, пожалуй, молодая на сегодняшний день команда из выступающих в высшей лиге нашего футбола. Интересно было бы узнать у старшего тренера клуба Э. Малофеева: взятый руководством коллектива курс на столь резкое омоложение — это временная, вынужденная мера либо планомерная, рассчитанная еще и на перспективу операция? — Николай Коваленко, г. Людиново Калужской области
Э. Малофеев. Идеальный средний возраст футбольной команды определить, наверное, невозможно, да и нужно ли? Игра ведь что к юниорам, что к ветеранам равные требования предъявляет. И если ты в свои неполные двадцать лет хочешь быть лидером — будь им!
У нас молодые игроки на ведущие роли окончательно выдвинулись в прошлом сезоне. И сразу расцвела новыми красками поблекшая было в последние годы игра команды. Она, надеемся, вновь стала дарить людям радость — очень важно, на мой взгляд, чтобы ребята с первых своих шагов в большом спорте сознавали, зачем и для кого они играют в футбол.
Задора у нашей молодежи хоть отбавляй. Мастерство, как зрители могли убедиться, тоже имеется. Вот если бы еще в психологической устойчивости прибавить... Мы ведь и нынешний сезон, после прошлогодних серебряных медалей, неплохо начали. Но вот оступились в Киеве — проиграли по пенальти местным динамовцам полуфинальный матч Кубка страны. И надломила ребят эта неудача: для многих из них встреча такого ранга — первая в жизни. С большим трудом потом из проигрышной полосы выбирались.
В том, киевском поражении многие обвинили лично меня — зачем, мол, решающий пенальти послан был исполнять 17-летний Кирьяков? Но позвольте, так ведь нельзя разграничивать: в такие-то моменты юным доверять можно, а в такие-то — ни боже мой. Да, Сергей промахнулся, его неточный удар стоил нам выхода в финал, но, выступая буквально через день в составе юношеской сборной СССР, он забил три мяча в ворота очень сильной болгарской команды, и один из них — как раз с одиннадцатиметрового. За одного битого...
Мы верим в них уже сегодня — в Добровольского, Колыванова, Кобелева, Тимошенко, Кирьякова. Пока они нас все-таки чаще радуют, чем огорчают. А как все сложится завтра — зависит только от них самих.
За несколько лет, проведенных в большом футболе Александром Бородюком, у болельщиков сложилось о нем представление, как об игроке довольно среднем, хотя и не без способностей. И вдруг — такой взрыв в прошлом сезоне. Чем сам футболист объясняет эти разительные метаморфозы в своей игре? — Валерий Казачков, Ленинград
А. Бородюк. За свою не такую уж долгую жизнь в футболе успел я поиграть на нескольких позициях — и на острие атаки, и в середине поля, и на флангах. Где команде было нужнее. И игры-то я в общем не портил, но и не создавал. Были, правда, и объективные причины — одних травм, что за последние два-три года свалились, до конца выступлений с лихвой хватит. И чувствовал сам, что могу сильнее сыграть, но вот где конкретно — не знал.
Может быть, потому, что были другие лидеры? В нападении, например, бесспорный премьер Валерий Газзаев, и я старался подстроиться под него. А когда он ушел и место бомбардира вдруг оказалось вакантным, тренеры предложили мне попытать счастья на новой позиции. Верили — справлюсь. Начал я, правда, довольно робко, но забил несколько мячей — и ребята в меня поверили, а потом уж я и сам в себя поверил.
Очень важно, чтобы тебе доверяли. Не дергали по пустякам, дали время освоиться в новой роли. Именно такой коллектив сейчас сложился у нас: на взаимном доверии и строится общность цели.
Место свое в команде я нашел, но вот игровой стабильности еще не обрел, отсюда и промахи нынешнего сезона. Голов теперь от меня ждут не только болельщики, но и защитники.
Много лет защищает подступы к воротам динамовской команды ветеран клуба Александр Новиков. И все эти годы со стороны соперников раздаются в его адрес упреки в жесткой, а подчас и жестокой, грубой игре. Такую точку зрения можно даже считать прочно укоренившейся. А как реагирует на такое мнение о своей игре сам динамовец? — Денис Тюнин, Баку
А. Новиков. Не знаю футболиста, которому было бы приятно услышать о себе такие отзывы. Чем я их заслужил? Футбол состоит из единоборств, любой матч разбивается на множество микродуэлей, в которых надо превзойти соперника. Или по крайней мере не уступить ему. Я защитник, и моя прямая обязанность на поле — не пустить форварда к воротам, не дать ему забить. Жесткие столкновения на предпоследнем рубеже обороны неизбежны, и здесь, по-моему, стоит посмотреть, как они трактуются судьями и зрителями.
Нападающему не зазорно упасть — это еще не значит уступить. И судья может штрафной назначить, и партнеры еще, глядишь, мяч подберут. Защитник же терять почву под ногами не имеет права, падение для него все равно что поражение. А кто, скажите, больше виноват, не вдаваясь в детали столкновения, лежащий или устоявший на ногах?..
Теперь обратите внимание на позицию арбитра в момент соприкосновения игроков. Если атака развивается стремительно — быстрый прорыв или резкий пас из глубины, то судья, как правило, остается в отдалении, и порой весьма значительном, от места кульминационного события. Вот и следует иногда свисток наугад, не по делу, а начинаешь сгоряча что-то доказывать — желтая карточка.
Да, я жесткий игрок, но грубияном себя никогда не считал. Слава эта, кстати, тоже пошла от весьма спорного случая. Играли с тбилисскими одноклубниками, прорвался по флангу Владимир Гуцаев, я попытался применить подкат, нападающий через меня перепрыгивает, неудачно приземляется на колено и получает травму мениска. А я-то до него даже не дотронулся! Но с легкой руки одного журналиста пошла гулять молва, что это Новиков подлым ударом вывел Гуцаева из строя на полсезона. Хулиган, костолом, вредитель...
Говорят, что, когда форвардов спрашивают о грубости, некоторые из них вместо ответа опускают гетры и показывают ноги в ссадинах и ушибах. Мы, защитники, синяков и шишек - получаем не меньше, поверьте. И никогда, между прочим, не обвиняем в них игроков атаки другой команды. Футбол — контактная игра, и, выходя на поле, надо быть готовым к противоборству с неуступчивым соперником.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Так называли раненые Аллу Грязнову в афганском госпитале
Рассказ