Отец часто твердил нам, что в наследство может оставить своим детям только здоровье и образование. В Багдади мы могли получить с избытком только первое: учиться здесь было негде. Володя с матерью уехали в Кутаиси. От Багдади рукой подать, всего 27 километров, но тогда нам это казалось страшно далеко.
Весной 1902 года Володя выдержал экзамен в старший приготовительный класс. Он был хорошо подготовлен, «но священник спросил, что такое «око», я ответил: «три фунта» (так по - грузински). Мне объяснили любезные экзаминаторы, что «око» - это «глаз» по - древнему, церковно - славянскому: из - за этого чуть не провалился. Поэтому возненавидел сразу все древнее, все церковное и все славянское. Возможно, отсюда пошли и мой футуризм, и мой атеизм, и мой интернационализм». - Так писал Маяковский в своей автобиографии «Я сам».
Это очень характерный эпизод. С детства Володя уже хорошо говорил по - грузински, любил декламировать грузинские стихи, и для него живой язык Грузии был ближе чем мертвая церковно - славянская старина. Близкое общение с талантливым грузинским народом очень повлияло на развитие Володи, как поэта. Влияние грузинской культуры на творчество поэта тоже совершенно не изучено.
Во время своего путешествия по Северной Америке Владимир Маяковский как - то читал свои стихи перед большой аудиторией. Он произносил строки из стихотворения «Владикавказ - Тифлис»:
«Лениво от жизни взбираясь на ввысь,
гитарой душу отверз –
«Мхолот шен эртс
рац, ром чемтвис
Моуция маглидган гмертс...»
(это из народной грузинской песни и в переводе значит: «Тебе одной все, что дано мне с высот богом»). Вдруг кто - то крикнул по - грузински: «Откуда ты это знаешь?» Маяковский ответил тоже по - грузински: «Я багдадский». И вот в толпе американцев произошла радостная встреча двух земляков.
Несмотря на плохое знание древнеславянского языка Володя все же стал учеником приготовительного класса кутаисской классической гимназии.
Гимназический двор террасами спускался к реке. В класс доносился рев Риона. Река была широка, как море. Переплыть реку считалось среди гимназистов высшей доблестью. И Володя переплывал Рион. Он любил воду и солнце. В свободные часы лежал у реки на камнях до головокружения.
Учился Володя хорошо, страстно увлекался чтением и был вместе с тем шаловлив. Любил рисовать, собирать коллекции, что - то мастерить. Но он тосковал по Багдади: ему недоставало дикого приволья родины.
В 10 лет Володя казался уже юношей. Ему всегда давали на несколько лет больше его настоящего возраста. Он и по развитию был на голову выше своих сверстников. Уже в этом возрасте сформировался его характер - настойчивый, целеустремленный, веселый, увлекающийся.
Когда грянула революция 1905 года, 12 - летний мальчик был в курсе всех политических событий, принимал участие в гимназических забастовках и был участником подпольного гимназического кружка. Грузия поднималась против царских опричников. Это была родина товарища Сталина. В городах вспыхивали забастовки. Крестьяне громили помещичьи усадьбы.
Маяковский читал товарищам пламенные грузинские стихи:
«Мегобребо, цин, цин гасцит!
Ну шедркеба тквени гули.
Де! мкердс сисхлис лаги ачндес
Да шублс оплис накадули».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.