Деревянный язык

Е Воровьев| опубликовано в номере №319, июль 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сухариков не столько произнес, сколько отбубнил свою речь. Важнейшую заключительную часть своего выступления он проговорил торопясь и глотая слова, подстегиваемый председательским колокольчиком.

Если бы оратор, перед тем как подняться на трибуну, основательно продумал план своего выступления, составил конспект, он избежал бы многих повторений, сделал бы свою речь более стройной, логичной. Но Сухариков не любил излагать свои мысли на бумаге (не поэтому ли он пренебрегает конспектом?). Написать что - нибудь - для него тяжкое наказание. Как - то он два часа безуспешно потел над заметкой в стенную газету и с тех пор уже заметок не пишет и даже для стенной газеты дает беседы.

Мы встретились с Сухариковым в тот же вечер, во время перерыва, в прокуренной комнате президиума:

- Вам, очевидно, довольно часто приходится выступать с докладами и речами?

- Да, частенько.

- А почему бы вам не поучиться ораторскому искусству? - осмелились мы спросить секретаря.

Вероятно, трудно было бы придумать другой вопрос, который так бы ошарашил Сухарикова. Но мы сделали вид, что не заметили крайнего удивления собеседника:

- Выступать приходится часто, а говорите вы попросту плохо. Разве нельзя было бы при желании стать хорошим оратором?

На лице Паши Сухарикова была написана нескрываемая обида. В бесхитростном вопросе он увидел какой - то подвох и желание его обидеть.

- Я совсем недавно на руководящей работе, - промолвил оскорбленный секретарь, - а уже и так всячески обзывают: то бюрократом, то оратором.

С некоторых пор кое - какие активисты стали считать чуть ли не оскорбительным самое слово «оратор». Почему ораторское искусство отождествляется с пустозвонством, уменьем переливать из пустого в порожнее?

Быть хорошим оратором в большевистском понимании этого слова - значит быть умелым агитатором за дело партии, уметь говорить просто, содержательно, ясно и увлекательно, нести в массы пламенное коммунистическое слово. Овладеть ораторским искусством - значит уметь говорить с предельной ясностью, без словесных завитушек и выкрутасов, образно и сочно, так, чтобы каждое слово доходило до сознания слушателей.

Вспоминая о выступлении Ленина на Лондонском партийном съезде, Горький писал: «Первый раз слышал я, что о сложнейших вопросах политики можно говорить так просто. Этот (Ленин. - Е. В.) не пытался сочинять красивые фразы, а подавал каждое слово на ладони, изумительно легко обнажая его точный смысл».

Товарищ Сталин в своих воспоминаниях о Ленине говорит: «Необычайная сила убеждения, простота и ясность аргументации, короткие и всем понятные фразы... вое это выгодно отличало речи Ленина от речей обычных «парламентских» ораторов».

Этой же лаконичности, отточенности, яркости речи следует учиться у товарища Сталина. Кого из слушателей может оставить спокойным прекрасная простота сталинской речи, ее народность, ее предельная кристальная ясность, замечательная образность и обаятельное остроумие?

Ленин боролся за чистоту языка. Он издевался над «казенным пустословием», над «деревянным языком заскорузлого российского стряпчего».

Этот «деревянный язык заскорузлого российского стряпчего» обнаруживает живучесть еще и в наши дни. Канцелярские выражения засоряют письменную и устную речь многих комсомольских активистов.

Молодой советский интеллигент должен учиться говорить просто, ясно и увлекательно, перед какой бы аудиторией он ни выступал.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены