КОГДА тающий снег шумно сбегает в овраги, а над солнечными полями курятся бирюзовые испарения - деревня лениво греется на завалинках под первым весенним теплом и солнышком.
В долгую однообразную зиму приготовлены бороны, сохи, сделан необходимый ремонт хозяйственных и гуменных строений, исправлены шлеи, хомуты, телеги и сноповязки. Все необходимые мелочи летнего обихода приведены в порядок заблаговременно. На полях в это время еще нечего делать. Жидкая пашня прилипает к ногам, преет и пучится, как на крепких дрожжах опара. Речки гремят буйными половодьями, луга заливаются разливом на несколько километров, а в лесах на луговинах и впадинах плавают дикие гуси и утки.
Такая пора тянется с неделю, а то и больше. Мужикам надоедает заниматься бездельем и пустопорожними пересудами. Скопленная за зиму сила требует себе неотложного применения. Мужики режутся в «дурачки» по двое, по трое суток, затевают кровопролитные драки и дикие ужасные скандалы, тешатся гнусными насмешками друг над другом. А потом снова лежат и сидят на заваленках до отупения и тоски. Или просто встают посредине лужаек и улиц и простаивают неподвижно по целым часам, как столбы.
Лукашинские комсомольцы лесистого Красно - Ваковского уезда, Нижегородской губернии, решились сломать эту вешнюю бессмысленную традицию.
- До лежания ли нам! - возмутился секретарь Митька Носов. - Куда ни глянь - кругом тьма несделанного. Все нужды на десяти телегах не увезешь!... Ячейка была крепко спаянной, и ребята откликнулись хором:
- Нужно мост построить через речку Грязнуху! Портим телеги и лошадей, а в бездорожье и совсем переехать нельзя.
- Давайте Нижнее поле осушим!
- Сделаем новый пожарный сарай!
- Скотина портит посевы, и сельсовет не обращает внимания. Проверим изгороди в полях и негодные заставим исправить.
- Проведем кампанию за расширение посевной площади. Растолкуем новые декреты правительства по этому поводу.
- Агронома бы и устроить бы сельскохозяйственный кружок! До сих пор нет в Лукашине очистки семян. Работают на земле вслепую, по - старинке, кто как вздумает!
- А Высокая улица без колодца. В случае пожара, воду нужно возить из - под горы с речки.
Комсомольцы могли перечислять неотложные нужды и дальше. Но Митька Носов их на этом остановил:
- Все это нужно. До - зарезу нужно, это правильно! Нос нашим разношерстным обществом такую работу проделать нам не удается! Кулаки и зажиточные - только про себя мастера, а у бедноты своей нужды по - ворот. Я клонюсь к тому, товарищи, что необходимо нужно нам сварганить колхоз. Тогда это все попутно устроится.
- Ого, это не плохо бы!...
- Да, колхоз, товарищи! Бедноты в деревне много, крестьянские хозяйства их очень слабые. В одиночку и в разнобой нам ни за что не подняться!
- Какой уж подъем, если ни инвентаря, ни скота нет...
- И земельную реформу без колхоза тоже не проведешь. То своих полос жалеют, то просто несогласие по несознательности.
Ребята были вполне согласны с секретарем Носовым. Лукашино считалось бедным селением. От соседних деревень отставало и в общественности, и в хозяйственном отношении. Беднота владела плохой землей, имела самые никудышные покосы и была урезана зажиточными во всем. Расслоение деревни протекало само по себе: неорганизованно и без всякого руководства. В крепкую спевшуюся группу бедняки сельсоветом объединены не были.
Все это комсомольцы знали заранее, учитывали и свою малочисленность, однако, порешили созвать сход.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.