Каково расстояние между нами?
В ОДНОМ из глухих переулков Замоскворечья приютилось Всесоюзное общество друзей радио. К полдню сюда собираются небольшие группки, преимущественно молодежи, изредка появится солидный гражданин с «молоточками» на фуражке. Начинаются оживленные разговоры, доходящие иногда до безудержного шума.
- Знаешь, я сегодня с 6 час. утра до 9 с французом говорил... Хорош парень.
- Нет, схема Рейнарца, безусловно, лучше!
- Ты, наверное, запутался... ток - то был переменный, а не постоянный.
- Я чуть на работу не опоздал. Стучу ленинградцу... смотрю уже 10 часов, а он мне выстукивает: «Не смею вас задерживать, вам надо, вероятно, идти на работу».
- Слушай, тебе из Португалии QSL - ка пришла! - и в руки молодого паренька переходит красивая карточка, чуть больше обыкновенной почтовой открытки, разноцветная, с какими - то странными словами: QSS, QRN, TORA - DIO, а наверху, над изящной картой Европы (расположенной тоже на карточке) Portugalia.
Кто - то начинает говорить о гридлике, постепенно в разговор втягивается вся группа, и спор принимает ожесточенные размеры.
Странные ребята! В разговоре они то и дело бросаются названиями стран: Франция, Аляска, Филиппины, Латвия, Япония, Испания. Привет норвежцу. Как будто собралась группа богатых туристов, делящаяся своими впечатлениями о поездке. Да, это почти что так. Это собрались известные туристы, при том не один раз объездившие земной шар - собрались туристы по эфиру.
О туристах по эфиру, о людях, сидящих в темных комнатушках и связанных со всем миром, о них, так прозаически называющих себя коротковолновиками, мы и хотим рассказать в своем очерке.
- Начал работать с четырех часов утра, дал CQ... CQ (Всем... Всем), - рассказывает один и активных коротковолновиков, - поймал Аляску, Филиппины, Яву... Всю Европу «облазил»... Ничего не стоит, пустяки. Разговоры больше всего на технические темы: как слышимость? Какое расстояние между нами? Длина волны?... Как - то «стучу» англичанину. Обычный вопрос: «Где находится ваша станция?» Отвечаю - «Rotfront, SSSR». Бросил разговаривать, гад... Так часто бывает: говоришь с американцем, как скажешь СССР - сейчас стучит: «99» (по жаргону коротковолновиков - «идите к черту»).
Иногда и шутят в эфире.
Солидный парень коротковолновик, как - то связавшись с французом, шутки ради отбил: JL («у аппарата девушка») и из эфира к нему донеслось: «Best 88» («воздушный поцелуй»).
Действительно, необыкновенная любовь!
- Вежливо стучит на все вопросы, и после моего упоминания о СССР - не прерывает связи. Значит, друг, - вспоминает свои радио - вести еще кто - то из собравшихся.
- Однако, ответить приветствием по адресу СССР - это уж, как пить дать, запрещается: и в эфире есть «полицейские», есть контрольные правительственные станции. Простучать по адресу СССР приветствие в эфире равносильно тому, как прокричать на улице Берлина: «Да здравствует Коминтерн!»
Далекие, занесенные снегом горные хребты, далекие неведомые долины, тысячи километров труднейшего пути, неумолимо жгущее солнце, пески, затем каменистые тропы, снега, метели.
Труден путь на «Крышу Мира» - Памир. Памир манит к себе неисследованными областями, горными хребтами, манит к себе своей таинственностью.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.