День в театральном доме

Нина Толченова| опубликовано в номере №1404, ноябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Многие из ранних работ юной Наталии и поныне сохраняют свою свежесть, пленительность. Вот я стою возле огромной картины, которую заметила уже давно. Под пальмами пляшут негритята — забавные, веселые фигурки, стремительны их движения; праздничные, щедрые краски, все здесь счастливо живет, на этом полотне.

— «Негритенок и обезьяна»? — догадываюсь я.

Это полотно увековечило одну из самых ранних и смелых творческих побед юной Наташи Сац.

Спектакль этот дорог Наталии Ильиничне. Она делала его по либретто, созданному вместе с Сергеем Розановым. «Негритенок» помог открыть редкостное дарование композитора Леонида Половинкина, который стал соратником Сац в творческой работе.

— Я думаю, спектакль этот никогда не состарится, — замечает Наталия Ильинична. — Когда я, режиссер, соединила действие с мультипликатом, новшество поразило всех: сцена доселе ведь не знала таких приемов!

Интересно вспомнить, что «Негритенок», сохранив все режиссерские новации Сац, был поставлен в Турции, в Стамбуле, знаменитым режиссером Эр-Таргулем; отлично прошел на сцене русского ТЮЗа в Тбилиси, да и на многих других сценах. Именно этой постановкой открылся 50 лет назад первый детский театр в Чехословакии.

Вот так, словно живое существо, рассказывает дом Наталии Ильиничны. Именно здесь рождается искусство, отсюда переходит на сцену и окончательно становится искусством. Становится, конечно, еще и потому, что Сац никогда не была одна. Неустанно, изо дня в день воспитывает она вокруг себя таких же убежденных людей, своих соратников. Пискунов, Ивин, Свербилова, Скрипникова, Глухова, Тучинский, Лаптева, Богаченко...

Не очень-то легкое счастье — работать с ней. Работать надо до изнеможения. Как работает она сама.

— Это очень трудно: играть для детей, — говорит Наталия Ильинична. — Всегда нужна свежая мысль, новые режиссерские средства, чтобы ни один спектакль, ни в коем случае не был «похож» на другой.

Помолчав, добавляет:

— Дети, наверное, несколько меньше любят балет, чем «настоящий» спектакль. В балете все «только» танцуют, — так они считают...

— Ну, а ваша «Синяя птица»? Балет, а попасть на спектакль невозможно.

— Это — исключение из правила. На сцене всегда лучше синтез: включение танца, пантомимы в действие, где актеры, играя с детьми, говорят с ними — доходчиво, увлекательно! — о главном в жизни. В этом наша сила. И это, конечно, наш ведущий принцип. Наша система. Мы должны, обязаны рождать в душе ребенка активное неприятие зла. И активную готовность помогать, содействовать добру. Кажется, все это очень просто. Нет, это трудно. Я помню, поначалу не очень-то обрадовалась, когда увидела «Синюю птицу» на сцене МХТ... Более того, рассердилась: ведь Тиль-тиль не нашел Синюю птицу. Это было бы его счастье, а оно не сбылось. И я сказала об этом своему отцу уверенно, хотя была совсем ребенком... Вот почему и радуюсь теперь, глядя на силуэт Синей птицы, которую сделал для нас скульптор Клыков. Это завет. Обещание: пусть птица принесет всем детям счастье. Дает веру в счастье — деятельное, результативное с. самых ранних лет! Да и не только детям. Артистам тоже...

— Довольны ли Вы итогами сезона?

— Театр сделал много. За год — пять новых постановок: «Алые паруса», «Второе апреля», «Отважный трубач», «Винни-Пух», «Наследство»... И все это не просто новые спектакли. Это вновь рожденные театром — композиторами и авторами — либретто, оперные произведения для детей, юношества, молодежи... Мы выпустили на сцену эти постановки в небывало короткие сроки. Только над «Отважным трубачом» работали несколько лет. Но это спектакль особенный.

Три года назад Сац в ГДР, в городе Халле, увидела памятник юноше-трубачу, который спас жизнь Эрнсту Тельману, предупредив его об опасности звуками своей трубы.

— Когда я стояла там возле памятника, — рассказывала Наталия Ильинична, — ко мне подошла пионерка, представилась: Сибилла Хоних — и вежливо спросила, почему в репертуаре нашего театра нет оперы о детях ГДР?.. Она подарила мне книгу Отто Готше, старейшего композитора-антифашиста, которая так и называлась «Отважный трубач...». Шло время, Сибилла напоминала о моем обещании сделать спектакль, — я получила от нее двенадцать писем. Ну, давши слово, держись! Однако не сразу мы нашли яркое и глубокое воплощение замысла. К счастью, им увлекся известный композитор Александр Флярковский, и к сорокалетию Победы, словно пламя зажглось в коллективе — возник общий подъем.

А «Винни-Пух» — это дипломная работа молодого режиссера, одного из студентов Сац, она ведь еще работает на кафедре музыкальной режиссуры ГИТИСа, профессор.

...Многогранна, настойчива, неистощима во всех своих начинаниях и свершениях Сац. Да, она действительно безжалостна в творчестве, но в первую очередь к себе.

— Знаете ли, что наш театр уже не единственный в стране? — говорит она. — На моих выпускников поступают заявки уже из республик. В Киеве появился второй музыкальный театр! И руководит им талантливый Евгений Дущенко...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Суд неправый

Мир капитала: мифы и правда о правах человека

Экипаж

Рассказы о современной армии

Шаварш Карапетян: «Верить в себя»

Благородство и мужество — категории вневременные