День, как маленькая жизнь

Ксения Васильева| опубликовано в номере №1207, сентябрь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

С. ГУРЕВИЧ. Очень важно самому уметь подбирать себе библиотеку. Какие библиотеки появились у молодежи! Чудо. Я люблю смотреть в домах своих учеников книжные шкафы – сразу видно, чем человек живет. Смысл внутренней жизни хозяина книг виден. Книги-то во всех домах сейчас имеются. Но есть библиотеки обстановка, знаете?

В. РОЗОВ. Знаю, знаю такие нетронутые хранилища книг. Не дай бог кто-нибудь снимет книгу со стеллажа, перелистает, страницу «попачкает». Но гораздо больше рабочих библиотек, где нет этой леденящей стерильности.

С. ГУРЕВИЧ. Да, все хорошее закладывают в человека умная книга, внимательный старший товарищ, доброе слово учителя... Недавно мне, словеснику, позвонили мои ученики военного выпуска, теперь ракетчики – полковники, генералы, влюбленные в свои профессии, люди технического профиля. Мы сидели целый вечер вместе, вспоминали школу, годы учения...

В 1941 году я преподавал литературу в специальной артиллерийской школе. И что интересно: тогда, в годы войны, литература не оказалась второстепенным предметом. Мы, я и мои ребята, следили абсолютно за всем, что появлялось в газетах, журналах, таблицы делали в классе: кто из писателей какое произведение и на каком фронте написал. Литература воевала, и ребята знали все детали этой битвы.

Учились эти ребята талантливо, по-настоящему, и я горжусь ими. Они не стали литераторами, но я знаю, что в их идейном и политическом созревании, гражданском становлении литература сыграла не последнюю роль.

В. РОЗОВ. Молодой современный человек имеет широкий круг интересов: математик читает сонеты Петрарки, а литератор пытается разобраться в теории относительности. И физики и лирики найдут много удивительного в несмежных с их основным занятием областях человеческой культуры.

С. ГУРЕВИЧ. «Удивительное рядом» – хорошо сказано, точно. Я, например, даю задание своим ученикам описать маршрут от дома до школы. И они по-новому, широкими глазами начинают смотреть на мир. И любовь к Родине, то есть основа гражданственности, может начинаться с узнавания достопримечательностей ближайших окрестностей. Мои ребята составили картотеку «вокруг школы», и оказалось, что на наших Миуссах по крайней мере 120 адресов связаны с тем или иным выдающимся человеком. Здесь учился Сергей Есенин, жил Чехов, у него в гостях бывали Л. Толстой, М. Горький, К. С. Станиславский, Суриков жил рядом, на Каляевской, Маяковский...

Словом, оказалась «полным-полна коробочка»; и история тут и современность.

Как-то я предложил классу написать сочинение «Дом, в котором я живу». Ребята засомневались:

– А что в этом особенного? О чем писать?

Объяснил им, что история дома – это летопись жизни его жильцов. Володя Ануфриев записал воспоминания бабушки о том, как в 1904 году она, молодая революционерка с партийной кличкой «Наташа», начинала революционную деятельность; одна из девочек принесла увлекательный рассказ о судьбе трех поколений рабочей семьи – -своих соседей по квартире; многие ребята впервые разобрались в том, как складывалась нелегкая, неповторимая и увлекательная жизнь отца, матери, соседа. Потом один мальчик узнал, что в его дворе жил Аркадий Гайдар; другой рассказал об археологических находках во время прокладки линии метро. Оказалось, что у каждого дома есть своя история. Есть она и у каждой школы, улицы... Я считаю, незачем мчать за границу, пока ты хорошенько не знаешь хотя бы своего района. Пушкин за границей не был, а в творчестве его вместился весь земной шар.

В. РОЗОВ. Ну, что ж, давайте подведем итог? Выявились основные черты, которые человек может и должен в себе взращивать: бойцовское, гражданское мужество...

С. ГУРЕВИЧ. И человечность.

В. РОЗОВ. Стойкость перед трудностями.

С. ГУРЕВИЧ. Любознательность, а не любопытство.

В. РОЗОВ. Умение себя и свое время «систематизировать».

С. ГУРЕВИЧ. И многое другое, о чем мы с вами сегодня говорили. Лев Николаевич Толстой прекрасно сказал: «Люди, как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».

В. РОЗОВ. Помню, в одной из статей Норберта Винера, отца кибернетики, я прочел о том, что каждая профессия накладывает на человека определенную обязанность. Если случается пожар, писал Винер, люди бегут из горящего дома, а пожарный бежит в горящий дом. Если он испугался пожара и бежит от него, он теряет звание пожарного.

С. ГУРЕВИЧ. А если юноша бежит от трудностей, равнодушен и холоден ко всему? Не Теряет ли он звание человека?

В. РОЗОВ. Короче говоря, никому нельзя «бегать от пожара»...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Наша биография

Беседа корреспондента «Смены» с главным редактором редакции телепрограмм для молодежи Центрального телевидения