Наше высокоразвитое социалистическое производство не может обходиться без образованных рабочих. Многие специальности требуют знания математики, физики, геометрии. Кстати говоря, некоторые молодые люди имеют весьма смутное представление о техническом уровне современного производства, не знают, сколь механизирован в нашей стране труд рабочих различных специальностей. Каменщик теперь уже не взбирается на леса с грузом кирпичей за плечами, - кирпичи поднимаются мощными кранами. Кузнец не орудует вручную тяжелым молотом, а управляет большой сложной машиной. Маляр не красит автомобили кистью - он только следит за работой красильной камеры. Но для того, чтобы управлять такими сложными механизмами, маляр или кузнец должны быть людьми образованными.
В некоторых семьях разыгрываются «трагедии», если сына или дочь постигает неудача при поступлении в вуз. А между тем ведь можно работать и учиться.
Бесспорно, это значительно труднее, но зато, учась и работая, молодой человек не только повышает свой общеобразовательный уровень, но и приобретает профессию. Я тоже в свое время без отрыва от производства окончил техникум.
Поработав на производстве, юноша или девушка никогда не ошибутся в выборе высшего учебного заведения. Мне рассказывали об одном выдающемся советском конструкторе, который посоветовал своим сыновьям по окончании средней школы год работать на заводе. Только после «производственной закалки» они поступили в вуз. Сейчас один из этих юношей сам стал конструктором, другой учится в институте, готовящем металлургов, третий поступил на машиностроительный факультет.
У нас в стране не найдется такого завода, где бы не было рабочих, получающих образование в вечерних школах рабочей молодежи, техникумах и институтах. Число обучающихся заочно растет из года в год. И, как правило, знания этих людей в избранной ими специальности более глубокие, прочные, чем у тех, кто заканчивает институт, минуя производство.
Но встречаются еще, к сожалению, и такие молодые люди, которые, не чувствуя в себе призвания ни к одной из профессий, асе же непременно хотят после окончания школы попасть в высшее учебное заведение.
Их совершенно не интересует, в какой институт они попадут. Главное, по их мнению, - это получить высшее образование. А заимев диплом, они готовы устроиться на любой работе, лишь бы жить в крупном городе.
И нередко приходится с горечью слышать, что агроном работает продавцом в магазине, врач - секретарем в какой-нибудь конторе, зоотехник - счетоводом. На мой взгляд, это пустые, никчемные люди, пустоцветы в жизни.
Подавляющее большинство нашей молодежи к выбору будущей профессии относится серьезно. Обычно этот выбор бывает удачным. Мечта, зародившаяся еще в стенах школы, превращается в действительность в цехе завода, на колхозном поле, в аудиториях техникума или вуза.
Сейчас я учусь в высшем учебном заведении. Хоть и трудно было мне первое время, но я добился того, что стал отличником. Тысячи таких же, как я, студентов отдают себя целиком подготовке к будущей работе, к великому делу своей жизни.
* * *
Лишь тот может стать мастером своего дела, по-настоящему полюбить свою профессию, кто, не боясь трудностей, без устали совершенствует свою специальность.
Вспомните замечательный сказ Бажова, где говорится о молодом парне, который перепробовал множество разных дел, и, в конце концов, стал углежогом.
Старый мастер, делавший уголь, раскрыл перед ним столько нового, интересного, что парня, как говорится, «зацепило». Всей душой полюбил он свою работу. И пусть другим она казалась грязной - для него же не было ничего милее.
Большое счастье - быть настоящим мастером своего дела! Хорошо говорит об этом в повести Федора Гладкова «Клятва» рабочий Шаронов:
«Я люблю свой станок, люблю делать вещи прекрасно - так, чтобы они играли, радовались, жили в моих руках, как произведения искусства. Иногда я испытывал подлинное волнение, когда брал в руки сделанную мною деталь, я любовался ее формой и блеском ее лучей. Для меня нет высшего наслаждения, как сознание, что эта созданная мною вещь - не просто металл, механически обработанный фрезерами, а часть моей души, - мое вдохновение, моя любовь, мои искания».
В своей жизни я видел много таких людей, влюбленных в свой труд, в свою профессию, - и в нашей стране и в странах народной демократии.
И каждый из них - будь то токарь или тракторист, сталевар или слесарь - считал, что его профессия самая лучшая, что его труд самый нужный народу. И каждый из них был по-своему прав.
Для нашей действительности характерен тип людей беспокойных, пытливых, глубоко сознающих свой долг перед Родиной.
Токарь-скоростник, повышая обороты своего станка, сознает, что чем больше он даст деталей, тем скорее будет выполнен план пятилетки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.