VIII съезд писателей СССР
В народном языке рожденное, годами выношенное мудрое требование о том, чтобы слово не расходилось с делом, словно бы напрямую адресовано литераторам. Потому что Слово — это их инструмент, их оружие, как сказал поэт, приравненное к штыку, а все созданное с помощью яркого, честного, искреннего слова — это их Дело, это их вклад в общественное производство, в общественное сознание, в культуру и духовное состояние общества.
Но писательское слово и писательское дело не вещи в себе, не существуют сами по себе, не рождаются лишь в сознании пусть даже талантливейшего художника, не являются лишь следствием его богатой фантазии. Какими бы красивыми словами ни пользовался литератор, какими бы занимательными ни становились его произведения, только в том случае его Слово и его Дело приобретут истинную ценность, принесут истинную пользу народу, когда в них отразится все, чем живут народ, общество, государство, партия.
Обо всем этом особенно серьезно задумываешься накануне очередного, VIII съезда писателей СССР, на котором наши художники слова должны будут еще и еще раз глубоко осмыслить все те важнейшие задачи, которые были поставлены перед советскими людьми XXVII съездом КПСС.
Союз писателей СССР является в литературном мире уникальной по существу организацией, многие формы деятельности которой не имеют аналога ни в одной другой стране. Созданный более полувека назад, наш творческий союз объединяет около десяти тысяч литераторов, чье художественное слово звучит на восьми десятках языков наций и народностей великой страны. В духовной культуре социалистического общества получили развитие и в равной степени пользуются уважением как древнейшие литературы — русская, армянская, украинская, грузинская, таджикская, так и молодые, появившиеся уже после революции — киргизская, мансийская, аварская, нивхская. Идейно-творческий метод советской литературы — социалистический реализм, способствующий проявлению духовного потенциала творческой личности, непреложное идеологическое единство, лежащее в основе нашего творческого союза, как подчеркивал Максим Горький на I съезде писателей, «конечно, не отрицает, не стесняет разнообразия наших творческих приемов и стремлений».
В каких бы жанрах, в какой бы манере ни творили наши писатели, каким бы ни было мироощущение каждого из них, они отражают в своих произведениях жизнь, быт, труд, духовное состояние, чаяния, стремления народа. Наша литература всегда восстает и против негативных явлений действительности, мыслью, идеей, которые посредством слова перерастают в дело, подталкивает общественное сознание к благотворным переменам.
При этом чрезвычайно важно понимать — и это в первую очередь я адресую молодым литераторам, — что критический пафос, обличительный тон ни в коей мере не могут вытеснять позитивное начало, положительный идеал. Положительное начало, естественно, выражается даже в сатирическом произведении — выражается в высмеивании, обличении, подчеркивается авторской позицией. А все-таки еще более нам необходим положительный герой, глубокий и яркий характер, у которого можно было бы учиться, которому хотелось бы подражать. Таких героев, рожденных нашей жизнью, великолепно рисовала литература военных лет. Таких героев обязана создавать и литература периода мирного строительства.
Коль скоро упомянул я о молодых литераторах, то хочу подчеркнуть, что писатель не рождается за школьной партой или за студенческой скамьей. Уверен, меня не поймут излишне прямолинейно, ибо я ни в коей мере не принижаю роль школы, техникума или вуза в духовном, нравственном, профессиональном формировании личности молодого человека. Однако вновь повторяю, что писатель не рождается в ученичестве. Лишь тогда его слово и дело проникнут в сердца и души людей, когда окажутся замешанными на глубоком знании жизни, на проникновенном изучении всех сторон труда и быта человека мирного или ратного подвига. на изучении корней его духовного и душевного становления.
Подавляющее большинство литераторов, которыми сейчас гордится наша культура, пришли в писательский союз, имея за плечами неоценимый, ни с чем не сравнимый жизненный опыт. Всемирно известный сегодня художник слова Чингиз Айтматов по окончании сельскохозяйственного института работал зоотехником. Ярослав Смеляков и Михаил Луконин пришли в поэзию из заводских цехов и отразили в своем творчестве острые приметы времени. Писатель-фантаст Иван Ефремов взялся за перо уже в зрелые годы, будучи доктором наук, крупнейшим палеонтологом. Юлии Друниной дала путевку в поэзию война, будничный по военному времени подвиг санитарки на поле боя. Романиста Владимира Попова металлурги помнят незаурядным инженером, талантливым организатором производства. Андрей Вознесенский, прежде чем стать прекрасным поэтом, получил профессию архитектора, а Борис Стругацкий работал астрономом на Пулковской обсерватории.
Таким примерам несть числа. И отрадно, что своим литературным успехам эти, как и многие другие, писатели обязаны не только собственному таланту и глубокому знанию жизни, но и той заботе, постоянному вниманию, которые наш творческий союз уделяет молодой литературной смене.. Полагаю, что и читатели журнала «Смена», особенно его многолетние подписчики, хорошо знают о той поддержке, какую на протяжении многих лет оказывает журнал молодой поэзии и прозе, открывая новые имена и справедливо гордясь тем, что на его страницах впервые опубликовали свои произведения Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Евгений Винокуров, Юрий Бондарев.
У нас давно сложилась и полностью оправдала себя на практике своеобразная школа литературного мастерства, открытая для всех, кого влечет необыкновенно трудное и ответственное словесное творчество. Первичная ступень этой школы — литературные объединения, студии и кружки, существующие при многих заводах, фабриках, учебных заведениях, редакциях областных и городских газет. Десятки тысяч начинающих литераторов проходят эту школу. Такие литературные объединения дали путевку в большую литературу иркутскому прозаику Валентину Распутину, вологодскому поэту Николаю Рубцову, армянскому прозаику Гранту Матевосяну, азербайджанскому поэту Вагифу Ибрагимову...
Практически при всех журналах и издательствах, так же как и при Союзе писателей СССР, действуют литературные консультации, от которых молодой литератор может получить npoфессиональный совет, профессиональную оценку своего, может быть, первого произведения. Так было, например, с первым романом Георгия Маркова «Строговы», которому дала путевку в жизнь литературная консультация при издательстве «Художественная литература».
Формированию молодого литературного пополнения активно способствуют творческие семинары и совещания, что проводятся регулярно в разных регионах страны. Однако я погрешил бы против истины, если бы утверждал, что у нас нет проблем в воспитании и Армировании молодых художников слова. И проблемы эти в первую очередь связаны с их нравственным воспитанием, с тем, что зачастую слово и дело у них расходятся между собой. К огромному сожалению, некоторые молодые люди видят в литературном труде, в профессии литератора возможность удовлетворения собственных желаний, считая, что умение грамотно и складно излагать на бумаге свои, увы, часто неглубокие соображения способно позволить им проникнуть в некий, как им кажется, элитный круг «мастеров словотворчества».
Есть и еще одна сложная проблема, с которой сталкиваются молодые литераторы. Ее можно назвать проблемой «второй книги», а сталкиваются с ней не те люди, о которых я только что говорил, — у них-то как раз такого не бывает, их ведь ничто, кроме, скажем резко, карьерных соображений, не мучает, — проблема «второй книги» зачастую встает перед действительно способными людьми, вложившими в свою первую книгу весь жизненный багаж, знания, опыт. И вот бывает, что удалось сказать многое, возможно, все, что тревожило, волновало, сказать это в первой, тепло принятой читателями книге. Молодой литератор заявил о себе, его признали, приняли, а он оказывается на распутье: что делать дальше, о чем теперь писать, бросать ли профессию и становиться профессиональным литератором? Позволю себе дать им такой совет: не спешите, продолжайте жить и работать, как вы жили и работали до выхода первой книги, столь же кропотливо собирайте новый жизненный материал.
Гигантская строительная площадка на берегу могучей реки или затерявшаяся в таежных дебрях буровая, детище научно-технической революции — механизированный животноводческий комплекс, золотое хлебное поле или цех непрерывной разливки стали — здесь рядом с человеком в рабочей спецовке может в рабочей же спецовке трудиться молодой литератор. Еще раз повторю: да, труд художника сугубо индивидуален, но, прежде чем, отгородившись от людского шума, уединиться за письменным столом, необходимо обогащать себя запасом жизненных наблюдений. Исток любого настоящего произведения, начало рукописи там, где идет созидательная жизнь народа. И снова вспомним слова Максима Горького: «Литератор обязан хорошо знать все, что творится вокруг него, знать действительность, в которой он живет, и работу сил, которые двигают ее».
А сейчас наша действительность такова, что наряду с вопросами экономики, ускорения развития производительных сил, социальной политики, международных отношений со всей полнотой встает вопрос о возрастании ответственности людей, профессионально занимающихся литературой и искусством, за идейную глубину и художественное совершенство произведений, создаваемых для народа. Порой слишком медленно находят в литературе отражение проблемы, которые ставит перед всем обществом наше стремительное время. Процесс обновления общественной жизни, борьба со всем, что мешает ускоренному движению вперед, необходимость многое пересмотреть, обновить, создать — все это должно отразиться в художественной форме на страницах произведений советских писателей. Период, который сейчас переживает страна, не оставляет художникам слова времени на раскачку. Глубоко и умно обязаны отразить черты сегодняшнего дня наши литераторы, в том числе, конечно, и молодые, которые ни в коем случае не имеют права превратиться в пассивных наблюдателей, ждущих указаний и рекомендаций. Молодая творческая энергия, помноженная на искреннюю заинтересованность в результатах общего труда, — вот чего мы ждем от юной литературной поросли.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Чума XX века
Инициатива молодых вазовцев отработать на объектах соцкультбыта увлекает комсомольцев и молодежь