Декаданс против морали

Александр Сабов| опубликовано в номере №1397, август 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Оборотимся же в историю, чтобы справиться: чем дело кончилось в минувший раз?

Кризис

Анализировать уже сыгранную партию, в которой больше ничего нельзя изменить, если и стоит, то только с целью извлечения полезных уроков. О, если бы предводитель светлых фигур не был сбит с доски на 62-м году своей жизни и всего только на 2-м году нашего века! («Смерть Золя, возможно, явилась результатом преступного покушения на его жизнь»... Все та же энциклопедия «Малый Робер»). Через четыре года, в 1906 году, он узнал бы о полной реабилитации капитана Дрейфуса, а значит, и его окончательном оправдании. Ведь за свое знаменитое

«Я обвиняю» Золя был осужден к году тюрьмы и штрафу. Так или иначе, в 1906 году партия, казалось, была окончена — предводитель светлых фигур победил, но его уже не было в живых, а предводитель черных был бит, но не только не распустил, а, наоборот, стал заново собирать свое войско. Лига французской отчизны переросла в «Аксьон франсэз» — журнал и движение.

Отсюда вышли фундаментальные труды по антисемитизму, расизму, антисоветизму, по устройству «нового европейского порядка». Папа Пий XI в 1926 году наложил запрет на чтение журнала и произведений Шарля Морраса, но курия так никогда и не опубликовала официального документа о мотивах этого осуждения. Мы можем только предполагать, что пропаганда столь вероломных идей под флагом католицизма, должно быть, смутила Ватикан. Движение «Аксьон франсэз» пришлось распустить, но журнал под тем же названием продолжал пропагандировать те же идеи. В 1939 году новый папа Пий ХП, сторонник крестовых походов против коммунизма, одним из первых своих актов отменил запрет. Сургуч, что последней перепонкой отделял массовое сознание от декаданса и фашизма, был сломан. Война, марши. Ничего этого престарелый философ не слышал: он был глухим! Самые прилежные ученики засвидетельствовали ему свое высшее почтение — Гитлер, Петен, Муссолини, Франко. После Освобождения французский суд приговорил Шарля Морраса к пожизненному заключению за сотрудничество с врагом. Он умер в 1952 году, последние полгода прожив на свободе.

Вам, конечно, понятно, что декаданс явился результатом не одной личной декаденции. Их было много: тысячи, миллионы. Это была декаденциа класса крупной, средней, мелкой буржуазии, созревшая в определенном климате истории. Партия не окончена: демократическое и декадентское сознание по-прежнему противостоят друг другу, и быть в ней посторонним зрителем, увы, не дано никому.

Тогда, почти век назад, замечает французский писатель и социолог Режис Дебре («Интеллектуальная власть во Франции», 1979 г.), соотношение тех, кто был с Золя, и тех, кто был с Моррасом, выглядело как 1:100. Первых автор именует «низкой интеллигенцией», вторых — «высокой». В этом есть известный резон: и правда, разве не стучался Золя ровно десять раз в Академию бессмертных, но всякий раз был отвергнут с ее порога? Под «низкой» интеллигенцией понимать следует, видимо, разночинцев той поры, мощной массой поднявшихся снизу, от народа, а уж «высокая» — это, конечно, закормленные буржуазией академики. Дебре подводит итог: «маленькие» интеллектуалы победили «высоких», да иначе и быть не могло, потому что это «правда сражалась против мнения».

Все как будто бы ясно.

Но вот фокус наводится на наше время, и резкие очертания исчезают в тумане. «Высокая» интеллигенция — сегодня это, оказывается, те, кто творит духовную культуру: книги, оперы, кино, театральные постановки, видеоклипы и т. д. «Низкая» же — те, кто ее потребляет наряду с рабочими, служащими, домохозяйками, лавочниками и т. д. Замечаете, как социальная градация, и на вчерашний день, признаться, уместная только в кавычках, теперь исчезла совсем? А ведь все это не такая уж досужая социология, раз ее автор после победы социалистов в мае 1981 года был приглашен советником президента республики. Значит, если продолжить такую логику, это от «высокой» интеллигенции зло? Это она творит декаданс?!

Пусть не сложится у читателей впечатление, что речь идет исключительно о видеобуме и новой индустрии варьете. Даже и не о технике как таковой идет речь — она, напротив, может стать лучшим союзником нашего отдыха, образования, развития, творчества. Не техника рождает декаданс — это он ее седлает и взнуздывает первым. Корень проблемы, смею думать, в том, что шоу-бизнес получает небывалое техническое подкрепление в момент наивысшего кризиса буржуазного сознания. Тут-то и простор для декаданса, тут он и принимается утюжить мозги. Не думайте, что он идет к упадку, сложив крылья. История учит, что он, наоборот, активизируется везде: и на эстрадной сцене, и на маршевом плацу.

Небывалый расцвет переживает так называемая «ангажированная песенка», зачастую антисоветского характера. Этот мутный политический декаданс с утра до ночи выплескивают в глаза и уши телевизор, частные радиостанции, видеобум. Вместе с фильмами ужасов: в Англии парламентская комиссия установила, что они уже доступны четырем подросткам из десяти; во Франции запрещенный к кинопрокату фильм Т. Хуппера «Убийство с помощью пилы» спокойно выпустили на кассете и даже увенчали премией фестиваля киноужасов. Вместе с сексом, стыдливо запрятанным под рубрику «X»: детям до 13 лет нельзя — но это «нельзя» совершенно не касается видеокассет! Во Франции только что поступила в продажу «семейная кассета» для обучения сексу, с рекомендацией «не говорить о ней дома вслух».

Читатель, может быть, заподозрит меня в натяжке — есть, мол, «ужасы», есть «секс», есть «антисоветизм», но — «какая связь»? Следующая сцена запомнилась мне настоящей вспышкой декаданса. Нашу журналистскую ассоциацию пригласили в один из дансингов Парижа. Было уже за полночь, от децибелов дрожали несущие опоры, уже с закатившимися глазами плясали, не видя партнеров, девицы, парни, иные были уже полуголы... Я сидел, пил сок и вдруг чуть не подавился. Музыку срезало, как бритвой, толпа остановилась и испустила вопль испуга — с экрана на нее, страшно лязгая гусеницами, во весь опор мчался танк с красной звездой на лобовой броне...

Где вы, Золя?

Короткую читательскую дискуссию на страницах журнала «Советский экран», в ходе, которой было затронуто имя Жан-Поля Бельмондо, пресса немедленно истолковала как «советскую атаку на интеллигенцию Франции». Фильмы с участием Бельмондо широко идут у нас в стране, он принял приглашение приехать в СССР... О, среди «высокой» интеллигенции полным-полно людей, прекрасных мастеров великой культуры, которые сознательно сторонятся политического декаданса, зная, что рано или поздно он мстит самому искусству, заставляя его дышать ненавистью и питаться ядом! Эту-то интеллигенцию и стараются всеми силами оторвать от нас, выдавить из нее сначала словечко критики, затем песенку, а там, глядишь, и подпись под манифестом, и даже речь. К счастью, ретроградам далеко не всегда удается это.

Но удается часто.

В конце прошлого года показали по телевизору американский концерт Сильвии Вартан. Вместо популярной французской певицы на сцене тряслась рок-певичка, казалось, там, за океаном, и родившаяся. Однако родилась она в Болгарии, в селении Марица. Про Марицу неожиданно и последовала «ангажированная» песенка, а до песенки было сказано несколько слов о том, что, дескать, она, певица, с детства помнит «родную деревню под коммунистическим игом». Потрясенный, я бросился к очередной энциклопедии. Мадам Сильвия Вартан родилась в августе 1944 года, как раз когда Советская Армия принесла Болгарии освобождение. Французская же энциклопедия «Кюид», к слову, сообщает, что в 1946 году в Болгарии состоялся народный референдум, вот его итоги: 3 833 183 голоса за Народную республику, только 175 232 голоса за монархию, да еще в урнах обнаружилось 123 690 чистых бюллетеней. О каком же «коммунистическом иге» распевает Сильвия Вартан, точней, от имени какой группы своих бывших соотечественников — тех, что ратовали за монархию, или тех, что на момент референдума оказались «без мнения»? Цифры достаточно ясно говорят о соотношении большинства и меньшинства. Я уж не говорю о том, что семья Сильвии Вартан уехала во Францию, когда у нее самой могли остаться в лучшем случае воспоминания про детский сад. Однако всю глубину ангажированного цинизма постигаешь, только познакомившись с официальным сообщением САСЕМ (Общество драматургов, композиторов и издателей музыкальных произведений Франции):

«По иску издателей песни «Мертвые листья» на слова Превера и Косма суд лишил авторских прав Жана Ренара, автора слов, и Сильвию Вартан, исполнительницу песни «Марица», чьи первые такты буквально под кальку сняты со знаменитой песни».

Вы помните, кто пел знаменитую песню «Мертвые листья»?

Ив Монтан.

Какой зловещий знак — это похищение вместе со скрипичным ключом песни уже и ее старого политического кода! Однако перед нами редчайший юридический и нравственный казус, когда по всем статьям в плагиате повинна... пострадавшая сторона.

Ведущий. Зрители упрекнули вас в том, что вы вывернули пиджак...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Строгий спрос

Репортаж с открытого комсомольского собрания

Пятеро в небе

Экипаж полярников

Верить в свой прыжок

Твой собеседник — чемпион