У каждого кооператива своя история рождения. Но создаются они, как правило, людьми знающими, которые имеют опыт, желание, средства... У ребят из Московского института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова было лишь одно — желание. И тем не менее им удалось открыть кооперативное студенческое кафе. Назвали они его «Каисса» — по имени богини, покровительницы шахмат.
Гоголевский бульвар, 14. Здесь, при Центральном шахматном клубе СССР, и находится студенческое кафе. Казалось бы, какая связь между будущими инженерами-механиками и клубом? А началось все так.
Как-то на одном из занятий известный кулинар, преподаватель кафедры организации производства общественного питания Владимир Михайлов высказал идею о создании студенческого кооперативного кафе. Поначалу идея захватила многих. Однако чем глубже ребята вникали в премудрости кооперативного предприятия, тем меньше у них оставалось желания взяться за дело. Сложно — сетовали одни. Нереально — вторили другие. А, собственно, зачем нам это надо? — философствовали третьи. И все-таки идея устояла. За ее реализацию взялась небольшая группа — из семи человек — студентов механического факультета во главе с Александром Кузнецовым. У этих ребят была иная точка зрения. Она не изменилась и тогда, когда все-таки встал вопрос об аренде помещения, средствах. Как быть? — задумались студенты. Краткосрочный кредит? Но это десятки тысяч рублей долга! Они решили твердо: нет, никаких долгов, И выход нашли.
— Мы узнали, что в Центральном шахматном клубе СССР пустует помещение, где раньше размещалась столовая, — рассказывает Александр Кузнецов. — Вот и предложили руководству клуба свои услуги, но на таких условиях: мы берем на себя организацию питания членов и гостей клуба, а нам безвозмездно предоставляют помещение и оборудование до конца текущего года. Наше предложение приняли.
Понятно, ребятам пришлось немало потрудиться, ремонтируя помещение, приводя в порядок различные механизмы, оборудование. Но, пожалуй, больше трудностей они испытывали во всевозможных инстанциях, где что-то согласовывали, утверждали, «выбивали». А с этим то и дело приходилось сталкиваться. И все-таки, как утверждают ребята, им больше везло на людей, которые с пониманием отнеслись к их инициативе. И во многом им помог Ленинский райисполком, в частности заместитель председателя райисполкома М. А. Кочетков. Не остался в стороне институт, выделив на их нужды тысячу рублей. Безвозмездно.
Мы устраиваемся с Александром и его компаньонами — Евгением Кукушкиным и Михаилом Волобуевым — в удобные кресла, что стоят в общем зале (у председателя кооперативного кафе нет отдельного кабинета), и за чашкой кофе продолжаем разговор. Как все-таки они работают? Я, кстати, заметил — здесь нет швейцара, уборщиц, официанток, штатного бармена. Оказывается, ребята сознательно отказались от строгого распределения труда, что позволило им свести к минимуму число работающих. Трудятся они по принципу взаимозаменяемости — строгая специализация только у поваров. В зале, у стойки, на мойке — ребята во всем помогают друг другу. Никакой суеты, перебранки. Никто не чурается самой «грязной» работы... Поэтому здесь и нет должностных окладов (что принято в общепите или, скажем, в кафе на Кропоткинской) — все получают поровну. Сколько, зависит от выручки. Деньги, замечу, небольшие. Пока что выручка не превышает 300 рублей в месяц. Это на восемь человек. ...Передо мною меню. Вот некоторые блюда и цены на них: блинчики со сметаной — 58 копеек, с медом — 66, с брусничным вареньем — 65; яичница с зеленью, ветчиной — 75; сосиски в томатном соусе — 65; ассорти из овощей — 50; кофе — 25... И так далее — всевозможные соки, напитки, бутерброды. Интересуюсь: довольны ли работники клуба ассортиментом, качеством пищи? Да и вообще не прогадали ли с организацией студенческого кафе?
— Полагаю, нет, — говорит заместитель директора шахматного клуба А. Г. Волков. — Мы в свое время не раз обращались в Спорткомитет, чтобы у нас в конце концов было организовано питание. В ответ — одни обещания. Здесь, как выяснилось, общепиту работать невыгодно — не тот размах. Вот и ходили наши сотрудники в поисках тарелки супа по различным организациям, учреждениям. Теперь у нас свой стол, и, замечу, неплохой. Почему с ребятами заключили договор на льготных условиях? Ну, для нас это необременительно, а им надо встать на ноги. Правда, цены на некоторые блюда, на мой взгляд, высоковаты.
— Но это все же кооперативное кафе, — подключается к беседе Александр Кузнецов. — И, как я считаю, одно из доступных. Судите сами. На Кропоткинской, 36, к примеру, яичница с ветчиной стоит 2 рубля, салат из овощей — 2 рубля, а у нас (при той же технологии) соответственно 75 и 50 копеек. Там утром кофе стоит 30, в обед 40, вечером 70 копеек, в нашем же кафе на него цена одна — 25 копеек. На Кропоткинской вынуждены торговать по таким высоким ценам, иначе 'им не покрыть расходов, не рассчитаться с долгами. А у нас их нет.
Надо сказать и другое. Кооператоры еще во многом — в том же формировании меню — ограничены. Они порою оказываются в весьма жестких условиях. Так, закупку продуктов они обязаны производить либо на колхозных рынках, либо в кооперативных магазинах. Отсюда и цены на блюда. Тут крепко подумаешь, прежде чем на что-либо решишься. К сожалению, ребята до сих пор не могут найти общий язык со специалистами СЭС, которые, прикрываясь устаревшими инструкциями, постановлениями, не очень-то спешат помочь молодым кооператорам. Так, в свое время студенты представили в СЭС на утверждение 156 блюд. Санэпидемстанция утвердила только... 17, включая соки, кофе.
А пока мне предлагают такую новинку — фруктовый торт «Тутти-фрутти». Выясняется такая подробность: этот необычный по вкусу торт можно попробовать только здесь и еще в Риге. Нет, ребята его не выпекают — торты им поставляет молодая женщина, которая занимается индивидуальной трудовой деятельностью. С ней у них договор. Похвальное сотрудничество. И оно расширяется. Так, районный кооператив «Интерьер» бесплатно оформляет студенческое кафе, а «Каисса» берет на себя обязательство рекламировать его продукцию. Но ребят всерьез беспокоит не только оформление кафе, но и сама работа, ее содержание. Подумывают, как сделать ее интереснее, разнообразнее. И полезнее. Скажем, есть такая идея. В субботу и в воскресенье кафе пустует — шахматный клуб выходной. Вот и хотят кооператоры организовать в эти дни молодежные вечера. Действительно, почему бы здесь не кипеть всевозможным диспутам, не быть литературным, шахматным вечерам? Мало ли интересов у молодых? Но это не значит, что вход в кафе был бы строго ограничен, только для избранных. Отнюдь. «Каисса» приглашает всех.
А как же студенты совмещают учебу с работой? Ведь она требует немалых усилий, времени. У ребят особых проблем тут нет. Если летом они работали в одну смену (с 14 до 21 часа), то с осени режим иной — две бригады по четыре человека трудятся через день. С успеваемостью все в порядке. В их штатном расписании нет даже троечников. А самое главное — для студентов кооперативное кафе представляет немалый профессиональный интерес. На его базе они мечтают создать хозрасчетный научный центр по внедрению новейших технологий приготовления пищи, организации научно обоснованного питания...
Планы, что и говорить, с размахом! Однако не за горами то время, когда с институтом придется расстаться. Какова же будет дальнейшая судьба кафе да и самих ребят?
— Думаю, к тому времени все прояснится, — замечает Александр Кузнецов. — Если на базе кафе будет создан .центр (или лаборатория) по внедрению новейших технологий приготовления пищи, то он станет институтским подразделением, в котором мы и продолжим свою работу. Это, так сказать, идеальный вариант. Есть и другой. По существующему положению несколько человек могут постоянно трудиться в кооперативе с отрывом от производства. Возможно, кто-то из нас останется. С пополнением проблем не будет — желающих работать в кооперативном кафе предостаточно.
Студенческое кооперативное кафе, организованное при шахматном клубе, на наш взгляд, заслуживает самого пристального внимания. Хотя бы потому, что ребята предлагают решение одной из серьезных городских проблем, подсказывают, как можно реально организовать питание в небольших учреждениях, на предприятиях, которые так упорно обходит своим вниманием общепит. Предлагают и делают дело. Конечно, не все еще получается у студентов, непросто им утвердиться, наладить работу. Тут крайне мало одного желания, энтузиазма. Нужны какие-то навыки в кооперативной торговле. А если их нет? Как избежать потерь, обидных просчетов, скажем, в формировании расценок, организации поставок?.. Думается, и здесь есть выход — изучение опыта других кооператоров. Однако где, чей опыт изучать? Оказывается, найти какой-либо адрес — дело непростое. Единственный источник информации — журналы, газеты, радио... Но этого недостаточно. Нужна централизованная служба, которая бы регистрировала и квалифицированно анализировала информацию из жизни кооператоров, знакомила бы начинающих с прогрессивным, передовым опытом. Ведь сколько в стране кооперативов, о которых знают лишь только на местах! Сколько законсервировано прекрасных начинаний, любопытных инициатив! Сколько полезного можно было бы взять из опыта венгерских кооператоров! Нет необходимости говорить о целесообразности этой работы. Так кто возьмет ее на себя? Пока же ребята идут путем проб и ошибок.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Живая память
Первый секретарь Сургутского горкома КПСС Николай Аникин