Адрес интересного опыта
«Гвоздя в стену вбить не может, мужчина называется!» — сетуют современные женщины, упрекая сильную половину человечества в инфантильности. Что ж, упрек этот очень часто справедлив. Но зададимся вопросом: а где иному хозяину дома совершенствовать свое умение в столярном и слесарном мастерстве, как ему починить пылесос, кофемолку (бытовых электроприборов становится все больше), если он решит сделать это самостоятельно, не прибегая к услугам службы быта? Нужны соответствующие инструменты, нужен навык. Организовать в квартире мастерскую? Но для этого, пожалуй, понадобится лишняя комната.
Недавние документы партии и правительства прямо указывают, где искать применение времени и силам, высвобождающимся в результате отказа от дурных привычек. Творчество — художественное и техническое — может занять немалое место в новой структуре досуга. Разумеется, самодеятельные конструкторы и умельцы нуждаются в поддержке. Кое-где им идут навстречу. В Рязани, например, двери мастерских и лабораторий станций детского технического творчества по вечерам открыты для взрослых. В Рузском районе Московской области при жэках организуют столярные и другие мастерские, просто комнаты с набором инструментов — приходи и работай. Увы, подобные примеры пока единичны. Конечно, неплохо бы в каждом городе, а еще лучше в каждом городском квартале открыть такие общественные мастерские, но вот беда: жэки и дэзы свято хранят тишину заколоченных подвалов.
Домашним мастерам можно и нужно помочь. Расскажу, как это сделали в Одессе, — опыт этот достоин подражания.
В августе прошлого года Одесский горисполком принял решение создать в городе «улицу быта». С первых этажей домов по Садовой (центр города, рядом Дерибасовская) в другие места были переведены разные конторы и организации, не соответствующие новому назначению улицы.
Работы, выполняемые службой быта, вполне по плечу мастеровому человеку, рассуждали в Одессе. А раз так, пусть на улице быта будут представлены все бытовые службы города. Чего не хватает домашним мастерам? Условий. Вот вам условия!
На Садовой, 20, желающие могут сами починить любой электронагревательный прибор. Запчасти и добрый совет консультанта гарантируются.
На Садовой, 16, есть возможность попечатать на машинке, сделать чертеж, посчитать на микрокалькуляторе.
На Садовой, 14, с помощью набора химических препаратов и совета дежурного специалиста можно удалить нечаянно посаженное на одежду пятно.
Кроме того, на улице «сделай сам», как ее называют сами одесситы, есть все условия, чтобы попилить, построгать, сделать ключ, починить сантехнику, раскроить ткань и сшить платье, — консультанты всегда готовы помочь... Интересно было поговорить с посетителями мастерских, выспросить, что же их сюда привлекает.
— Запчастей нигде не достанешь, кроме как у спекулянтов, а здесь — пожалуйста.
— Я на заводе дело с металлом имею, у меня высокий разряд. Хотелось бы и дома с железками позаниматься, но нет нужного инструмента. А тут есть.
— Жена здесь под руку не смотрит.
Жены, увы, порой очень скептически оценивают способности мужей. Вот в обувную мастерскую заходит пара. «Набить косячки? Пожалуйста, — приглашает мастер-консультант. — Вот ваше рабочее место, вот инструмент, материал...» Муж берется за молоток и в тот же момент слышит ироническую, с одесским юмором реплику супруги, удобно устроившейся в кресле: «Интересно, сколько тебе понадобится времени, чтобы прибить эти косячки за пять минут?»
Однако настороженность тает быстро. В швейной мастерской, например, очень много постоянных клиентов, причем за швейными машинками часто можно увидеть и мужчин.
Домашние мастера улицей довольны, но вот вопрос: как оценивают новшество бытовики, которым услуга «сделай сам» приносит, оказывается, мизерную прибыль. Дальше ясно и непосвященному нет прибыли, значит, в конце концов нет и услуги. Не рано ли обрадовались домашние мастера?
— Нет, не рано, — утверждает главный инженер областного управления бытового обслуживания населения Геннадий Федорович Фролов. — К декабрю прошлого года улица принесла нам 600 — 620 тысяч рублей прибыли. Из них 20 тысяч — услуга «сделай сам». Мало? Смотря как оценивать...
— Но почасовой прокат инструментов, оборудования — это же копейки, — возразил я. — Как ни старайся, не окупится новая услуга.
— Правильно, — соглашался главный инженер. — Вы сами видите ее долю в общем доходе. Но ведь каждая наша мастерская — это своего рода цех фабрик «Ремобувь», «Индтрикотаж», производственного объединения «Рембыттехника» и т. д. Все городские предприятия, участвующие в организации услуги «сделай сам», устойчиво рентабельны и плен по общему объему бытовых услуг постоянно перевыполняют. Так что мастерская, в которой так заинтересовано население, никак не стянет предприятие в долговую яму. Наоборот, внедрив новую услугу, мы избавились от складских неликвидов — в основном это запчасти — на сумму 25 тысяч рублей. Когда нет желающих поработать самостоятельно, мастера-консультанты не сидят без дела — работают, как в обычных мастерских.
— Мы убеждены, — продолжал Геннадий Федорович, — пора возвращать клиентам долги. Сегодня мы обязаны думать об интересах заказчика, какими бы мелкими они нам ни казались. Сейчас в ходу выражение «повернуться лицом к заказчику». Считаем, что этого мало. Надо протянуть ему руку. И тогда исчезнут многочисленные жалобы в наш адрес — пока мы их заслуживаем.
Что ж, критическое отношение к сделанному — залог того, что в Одессе жалоб на службу быта станет меньше. Да, улица для домашних мастеров — это хорошо. Ну, а если пойти им навстречу еще дальше? И здесь мне хочется пофантазировать.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Открытое письмо секретарю обкома комсомола
Давать отпор клевете, защищать свое доброе имя. Честь и достоинство — неотъемлемое право каждого. Всегда ли молодой человек умеет пользоваться им?
Экспедиция «Смены»: Западная Сибирь — люди, проблемы, факты