Чтобы познать — увидеть

Илья Вайс| опубликовано в номере №1398, август 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Наука — техника — прогресс

— Иду на улицу Ермоловой смотреть, фильм. Составишь компанию! — позвонил приятель.

— Я уже видел.

— Э нет, ты видел старый, а у нового, кстати, те же авторов, сюжет совсем иной.

Спрашивать о чем фильм, я не стал. И не потому даже, что любое произведение искусства пересказать нельзя. Просто фильмы, посмотреть которые приезжают гости из-за рубежа, в прямом смысле ни о чем. «Главные роли» эффектно исполняют... объекты, которых в действительности нет.

Пора внести ясность. «Кинозал» — это лаборатория цифровой оптики Института проблем передачи информации Академии наук СССР. Сценаристы, постановщики, а заодно и киномеханики — Николай Мерзляков, старший научный сотрудник, кандидат технических наук, и Виктор Карнаухов, младший научный сотрудник и тоже кандидат технических наук. Произведение не столько искусства, сколько науки и техники создано ими под руководством доктора физико-математических наук Л. П. Ярославского. Фильм — цифровой, топографический.

Сама по себе голография привычной в нашей жизни еще не стала, но знакома она многим: на выставках голографические экспонаты собирают толпы людей. В лаборатории же, о которой идет речь, занимаются голографией цифровой. И не только голографией, но и вообще цифровыми методами передачи самой разнообразной информации.

— Почему в последнее время все большее внимание специалистов привлекают цифровые методы, которые в будущем обещают вытеснить многие традиционные! — размышляет Николай Мерзляков. — Дело тут вот в чем. Когда мы из одного пункта передаем сам сигнал — оптический, телевизионный или звуковой, а в другом пункте принимаем, то в пути он «портится»: искажается, загрязняется помехами, слабеет. Порой он становится просто-напросто не похож на себя. А теперь представьте другой вариант: сигнал, все его характеристики зашифровываем математически и вместо самого сигнала передаем цифры. А в пункте приема их опять переводим в звук или изображение. Никакие «дорожные» передряги не могут повлиять на такое цифровое послание...

Что же касается главного дела Николая — цифровой голографии, то перед ней поистине необозримые перспективы. Она способна представить человеку любой объект (как уже сказано, даже несуществующий) в точно таком виде, как будто бы он прямо перед нами, на ладони...

Пространство комнаты пронзает красный луч лазера. Вертится прозрачный барабан, и сквозь него завороженный зритель видит крутящиеся шары. Вот они, в объемном, четком изображении, кажется, протяни руку — и дотронешься. Но барабан пуст... Фильм идет несколько секунд, но люди не отходят от барабана и по полчаса: одного сеанса мало...

Пока голографические фильмы, созданные в институте, движут вперед только саму науку. Но областей приложения у этих исследований множество: космическая связь, рентгеновская съемка.

Мы с вами побывали только в одной из лабораторий института. Но его сотрудники изучают и многие другие проблемы: машинного зрения, передачи информации на молекулярном уровне, в электронно-вычислительных системах... Подземные кладовые минерального сырья и изменения в живом организме, пульсации неведомых звезд и процессы в микромире — все это человеку надо видеть. Видеть, чтобы познать!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте о нашем гениальном ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове, об одном   любопытном эпизоде из далеких времен, когда русский фрегат «Паллада»  под командованием Ивана Семеновича Унковского оказался у берегов Австралии, о  музе, соратнице, любящей жене поэта Андрея Вознесенского, отметившей в этом году столетний юбилей, остросюжетный роман Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Нам беречь!

Свидетельство очевидца

Честная работа

Навстречу XXVII съезду КПСС

Спешу навстречу

Еще, кажется, совсем недавно красноярские педагоги, преклоняясь перед талантом Ирины Васильевны Русаковой, называли ее «кудесницей», «нашей волшебной наставницей», «бабушкой всех Самоделкиных»