Чтобы познать — увидеть

Илья Вайс| опубликовано в номере №1398, август 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Наука — техника — прогресс

— Иду на улицу Ермоловой смотреть, фильм. Составишь компанию! — позвонил приятель.

— Я уже видел.

— Э нет, ты видел старый, а у нового, кстати, те же авторов, сюжет совсем иной.

Спрашивать о чем фильм, я не стал. И не потому даже, что любое произведение искусства пересказать нельзя. Просто фильмы, посмотреть которые приезжают гости из-за рубежа, в прямом смысле ни о чем. «Главные роли» эффектно исполняют... объекты, которых в действительности нет.

Пора внести ясность. «Кинозал» — это лаборатория цифровой оптики Института проблем передачи информации Академии наук СССР. Сценаристы, постановщики, а заодно и киномеханики — Николай Мерзляков, старший научный сотрудник, кандидат технических наук, и Виктор Карнаухов, младший научный сотрудник и тоже кандидат технических наук. Произведение не столько искусства, сколько науки и техники создано ими под руководством доктора физико-математических наук Л. П. Ярославского. Фильм — цифровой, топографический.

Сама по себе голография привычной в нашей жизни еще не стала, но знакома она многим: на выставках голографические экспонаты собирают толпы людей. В лаборатории же, о которой идет речь, занимаются голографией цифровой. И не только голографией, но и вообще цифровыми методами передачи самой разнообразной информации.

— Почему в последнее время все большее внимание специалистов привлекают цифровые методы, которые в будущем обещают вытеснить многие традиционные! — размышляет Николай Мерзляков. — Дело тут вот в чем. Когда мы из одного пункта передаем сам сигнал — оптический, телевизионный или звуковой, а в другом пункте принимаем, то в пути он «портится»: искажается, загрязняется помехами, слабеет. Порой он становится просто-напросто не похож на себя. А теперь представьте другой вариант: сигнал, все его характеристики зашифровываем математически и вместо самого сигнала передаем цифры. А в пункте приема их опять переводим в звук или изображение. Никакие «дорожные» передряги не могут повлиять на такое цифровое послание...

Что же касается главного дела Николая — цифровой голографии, то перед ней поистине необозримые перспективы. Она способна представить человеку любой объект (как уже сказано, даже несуществующий) в точно таком виде, как будто бы он прямо перед нами, на ладони...

Пространство комнаты пронзает красный луч лазера. Вертится прозрачный барабан, и сквозь него завороженный зритель видит крутящиеся шары. Вот они, в объемном, четком изображении, кажется, протяни руку — и дотронешься. Но барабан пуст... Фильм идет несколько секунд, но люди не отходят от барабана и по полчаса: одного сеанса мало...

Пока голографические фильмы, созданные в институте, движут вперед только саму науку. Но областей приложения у этих исследований множество: космическая связь, рентгеновская съемка.

Мы с вами побывали только в одной из лабораторий института. Но его сотрудники изучают и многие другие проблемы: машинного зрения, передачи информации на молекулярном уровне, в электронно-вычислительных системах... Подземные кладовые минерального сырья и изменения в живом организме, пульсации неведомых звезд и процессы в микромире — все это человеку надо видеть. Видеть, чтобы познать!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте об Александре Беляеве - первом советском писателе, полностью посвятившим себя научной фантастике, об Анне Вырубовой - любимой фрейлине  и   ближайшей подруге императрицы Александры Федоровны, о жизни и творчестве талантливейшего советского актера Михаила Глузского,  о режиссере, которого порой называют самым влиятельным мастером экрана в истории кино -  Акире Куросаве,  окончание детектива Андрея Дышева «Жизнь на кончиках пальцев».  и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Честная работа

Навстречу XXVII съезду КПСС

Размышления у вершины

Молодая семья