Из письма в редакцию
«Недавно у меня с товарищами зашел спор о том, что такое память, и в частности зрительная память. Одни утверждали, что это - природное качество; другие говорили, что такую способность можно развивать особыми приемами. Мнения разошлись, и мы решили написать в вашу редакцию».
По поручению товарищей Эдуард РАДЗЕИ, военнослужащий». Московская область.
Память - это способность сохранять и воспроизводить все то, что человек воспринимает в процессе познания окружающей действительности. Короче говоря, память - отражение опыта прошлого.
Память позволяет человеку овладевать знаниями, развивать свой кругозор. Но, прежде чем выучить тот или иной текст, нужно понять его смысл, вникнуть в его сущность. Это первый этап работы над книгой и учебником. Изучаемый текст надо разбить на «смысловые куски», отметив в каждом главную мысль. Между отдельными частями необходимо установить смысловую связь. Рекомендуется также составить письменный план, конспект или реферат текста. Второй этап работы - воспроизведение изученного материала, прочтение его наизусть. И, наконец, третий этап - закрепление текста путем повторения. Чтобы лучше запомнить материал, повторять его следует не тотчас же, а через день - два после изучения. Некоторые молодые люди обижаются на плохую память, а сами не соблюдают поэтапного изучения текста. Они пытаются взять материал «с ходу». Конечно, при такой работе человек даже с идеальной памятью не в состоянии приобрести прочные и полные знания.
У каждого из нас обнаруживаются индивидуальные особенности памяти. Одни люди обладают хорошей памятью на имена и фамилии и в то же время плохо запоминают лица. Другие легко выучивают стихи, но не могут запомнить номера телефонов, математических формул. Существует два типа памяти: образная и словесно - логическая. Люди образного типа памяти для того, чтобы припомнить, например, содержание просмотренной кинокартины, мысленно воспроизводят образы действующих лиц, отдельные кинокадры, песенные мелодии, тогда как люди, обладающие словесно - логическим типом памяти, прежде всего вспоминают основную мысль произведения.
Давно подмечено, что образный тип памяти чаще встречается у работников искусства - актеров, музыкантов, художников, а словесно - логический тип чаще бывает у ученых. Неправильно было бы ставить вопрос, какой тип памяти лучше. И тот и другой одинаково хороши. Особенность памяти зависит от воспитания, тренировки, профессии. Известно, например, что Моцарт обладал феноменальной слуховой памятью (образный тип). Прослушав один раз сложнейшее музыкальное произведение, Моцарт мог в точности и без труда воспроизвести его.
Одним людям нужны зрительные восприятия того, что необходимо запомнить, другим - слуховые восприятия, третьим - графические изображения. Для памяти необходимо прежде всего развивать смысловое запоминание. А оно, в свою очередь, зависит от общего развития человека. Чем больше человек знает, тем легче ему устанавливать ассоциации, сопоставления, которые лежат в основе запоминания, тем более прочной и богатой будет его память. У мало знающих людей из - за бедности ассоциаций, естественно, будет больше трудностей при освоении какой - либо незнакомой им области знаний. Наконец, одним из непременных условий развития памяти является организованность, систематичность умственной работы.
В этой заметке мы, разумеется, не смогли рассказать о всех вопросах, касающихся памяти. Мы остановились лишь на главных.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.