Что после выставки?

Олег Поветкин| опубликовано в номере №1450, октябрь 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Если спортсмен, прыгнувший выше всех, по каким-то причинам окажется вдруг в стороне от пьедестала почета, он обратится с протестом к судейской коллегии. Почему бы не призвать к ответу лиц, «проталкивающих» через выставку и даже представляющих к награде недоброкачественный товар?

Увы! Никакой ответственности за это ведомства не несут. Да и сами награды ни к чему их не обязывают. Медали сами по себе, народное хозяйство вроде само по себе. Но почему? Раз золотая медаль — значит, изволь запускать изделие в серию, закладывай в планы, в основу комплексных заданий, но не пускай автора по миру с его детищем. Авторы — люди. Молодые люди. Они — основа и надежда перестройки. Не каждый в состоянии соорудить нечто настолько беспрецедентное, что оно само пробьет и ведомственные барьеры, и личностные амбиции, и в конце концов окажется на пьедестале. Такое случается чрезвычайно редко, как и в спорте, где не всегда побеждают нокаутом, а чаще по очкам, опережают соперника на доли секунды... В них, в этих очках и долях, — залог успеха перестройки. Значит, расчет необходимо делать на настоящую взыскательность, внимание к новинке, на объективность, честность, квалификацию судейской коллегии, если уж и дальше придерживаться спортивной терминологии.

Отношение к выставке как к празднику, как к спортивному мероприятию, как к рекламному плакату, как к испытательному полигону амбиций и пробивных качеств участников изжило себя давно, еще в дни, когда снимался фильм «Свинарка и пастух». Просто мы поздно это заметили. Самые тучные свиньи, самые удоистые коровы, самые мощные машины... Самые, самые, самые... А на фермах, заводах, полях, в карьерах, на дорогах... Трехсотграммовые привесы, двухтысячные надои, хилые комбайны... Не вылезающие из-под капота, все в солярке и масле водители... Кто подсчитает, во что обошлась нам эта показуха?

Но вот широко рекламируется легковой автомобиль «Ока». Сделан он молодежью, сделан, считается, для молодежи. Занимает место в ряду, казалось бы, наиболее благополучных разработок, имеющих счастливую судьбу. Запущен в серию, на нем уже ездят. Чего, казалось бы, еще желать? Но когда узнаешь подробности, то определения «благополучный», «счастливый» хочется поставить в кавычки. Почему?

«Тираж» автомобиля — всего 50 тысяч. Выпускается он на дедовских «тележках» чуть ли не вручную. Он, собственно, и планировался для полукустарного производства, рассчитан на технологию позавчерашнего дня. А стоимость его — четыре тысячи рублей. Государству невыгодно выпускать такую машину. Кустарщина — штука дорогая, с высокой себестоимостью. Это было ясно задолго до пуска цеха-динозавра. Вред двойной — экономический и социальный. Ведь получается, что молодежь разработала не современный автомобиль, а телегу вчерашнего дня. Не такой машина была в первоначальном авторском проекте. Но поскольку на современных автоматизированных линиях места ей не нашлось, пришлось «подогнать» ее под то древнее оборудование, с помощью которого она сегодня выпускается. И все же «Оку» будут покупать. Будут, потому что за приемлемую для молодой семьи сумму на автомобильном рынке покупать больше нечего. Впрочем, есть «Запорожец», стоит он столько же. Но тогда зачем вообще производить «Оку», намного уступающую «Запорожцу» по техническим характеристикам?.. Словом, полная неразбериха. Да, соглашаются автомобилестроители, то была ошибка. Однако дальше этой фразы они не пошли, хотя логически продолжение напрашивается такое: «Оку» мы с кустарного производства срочно снимаем. Доработаем ее и запустим в серию по полмиллиона штук в год на современной технологии. Нет, этого сказано не было. Сегодня «Оку» вновь тащат на выставку в качестве экспоната, представляющего творчество молодежи. И не на какую-нибудь отраслевую...

...И все же в целом выставка прошла с успехом. Число «золотых» разработок достигло 130. Технические характеристики новинок и адреса авторов направлены во все советы научно-технического творчества молодежи, в хозрасчетные центры НТТМ, где они, надо полагать, пригодятся не только в качестве «информации к сведению». Достигнута договоренность с Гостелерадио СССР о выходе на телеэкран регулярной передачи, посвященной проблемам творчества молодых, под названием «Телеаукцион».

Началась подготовка к новой выставке НТТМ, теперь уже, очевидно, с цифрой 89. И хотя времени до ее открытия еще много, уже сейчас организаторы рекомендуют будущим участникам в первую очередь обратить внимание на принципы отбора экспонатов. Не стараться любой ценой застолбить свой приоритет, не стремиться во что бы то ни стало зафиксировать факт своего участия в выставке, а твердо осознать: разработки нужны не только как экспонаты, но как товар, необходимый людям. И, конечно, нужно вовремя позаботиться о технической документации, чтобы потом не пороть горячку. И еще нужны честность, правдивость аргументов в пользу выставочных разработок, объективная их оценка, а не расчет на «пробивные» бумаги солидных учреждений. Теперь по блату на стенды НТТМ не попадет ни один экспонат, численность которых, кстати, намечено уменьшить до полутора тысяч. Пусть их станет меньше, но пусть это будут работы по-настоящему талантливых молодых новаторов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

На ошибках учатся

Нравственная норма

Неудобный директор

В школу-интернат пришел новый директор — молодой, энергичный, стремящийся улучшить жизнь детей