Что мы берем у Ford'а

Карл Радек| опубликовано в номере №201-202, сентябрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нижегородский автозавод будет выпускать автомобили конструкции Форда двух основных типов: легковой и грузовой - полуторатонный; эти две машины имеет общие двигатель и управление.

Снабжая шасси грузовика и легкового автомобиля различными кузовами, автомобиль делают пригодным для самых разнообразных перевозок.

Различают следующие основные кузове: для легкового шасси - фаэтон, крытая двухдверная и четырехдверная карета (тюдор и фор-дор), полу грузовики; для грузового шасси - платформа с откидными бортами, крытый фургон для перевозки пассажиров или грузов и др. Путем сдвоения заднего места (трехоска) мы можем увеличить грузоподъемность грузовой машины и ее способность проходить по плохим дорогам, что так важно в условиях нашей страны. Нижегородский автозавод (НАЗ) будет выпускать ежегодно при работе в две смены при непрерывной неделе: легковых машин - 60000 штук и грузовых - 80000 штук.

Современный автомобиль, от которого требуются и большая скорость движения, и выносливость, и проходимость в условиях плохих дорог, и максимальная грузоподъемность при данной мощности двигателя и т. п., должен производиться из материалов высокого качества.

Американский капиталист Форд, стремясь к производству наиболее дешевого автомобиля, в то же время применяет на своих предприятиях материалы весьма высокого качества. С целью переноса в СССР того же принципа нашими специалистами были изучены у Форда подробно все требования, предъявляемые к материалам.

И в настоящее время заводы нашей союзной металлургии готовятся к доставке Нижегородскому автозаводу таких материалов (в первую очередь металлов), которые по своему качеству не должны уступать фордовским. В состав автомобиля Форда входит следующее количество отдельных частей: а) легковой автом. фаэтон - 6 682 штук, б) грузовой с кабиной шофера (без платформы) - 7 812 штук.

Вначале Форд стремился, подобно другим автозаводам, производить на своих заводах все нужные ему части. Но опыт показал, что выгоднее и лучше передавать производство целого ряда частей автомобиля другим заводам. Последние путем концентрации у себя производства специальных частей для большой группы автозаводов могут дать лучшее качество при внимательной себестоимости (смежные производства). НАЗ переносит этот опыт в Союз. Смежным производствам переданы следующие важнейшие изделия: шарикоподшипники, карбюраторы, болтозаклепочные изделия, все электрооборудование автомобиля, шины, текстиль, стекло и др.

Основной Нижегородский автозавод будет работать в тесной кооперации с целым рядом заводов смежной промышленности и таким путем осуществлять высшую форму организации массового автостроения, оправданную опытом американской автопромышленности. Следует отметить, то только в условиях планового социалистического хозяйства эта форма может получить полное развитие.

Производство всех частей автомобиля у Форда разбито на отдельные простейшие операции - до крайних возможных пределов (в программе НАЗ будет более 21500 операций). При этом отдельные операции по изготовлению каждой детали следуют одна за другой последовательно и без возвращения детали обратно на раз уже пройденное рабочее место; другими словами, процесс производства каждой детали идет прогрессивно, а ряд последовательно пройденных рабочих мест образует линию. Линия, таким образом, является первичной низовой производственной единицей в массовом автостроении. Этот принцип организации производства в полной мере будет осуществлен и на Нижегородском автозаводе. Становится возможным к каждой операции прикрепить специальный станок, пресс или другую единицу оборудования с постоянным не меняющимся инструментом, штампом или моделью. Это удается выполнить в полной мере на тех линиях, где количество проходящих деталей настолько велико, что можно полностью загрузить машину на каждой операции. На тех линиях, где совершается обработка одной только детали или где перестройка линии для обработки другой детали совершается редко, - на таких линиях идет производство по принципу непрерывного потока. На Нижегородском автозаводе непрерывный поток мы будем наблюдать в ряде цехов: литейной, рессорной, в сборочных и механических цехах. Некоторые виды современного оборудования имеют столь высокую производительность, что загрузить его полностью на линии непрерывного потока можно только имея весьма большой объем производства. Поэтому на ряде линий оборудования в первый период работы НАЗа будет производиться обработка нескольких деталей путем смены штампов и инструментов. На этих участках, следовательно, мы будем наблюдать серийное производство; для них будет характерным внешним признаком образование запасов полуфабрикатов между отдельными операциями и линиями. На заводах Форда, вследствие весьма большого объема производства (который, однако, под ударами кризиса резко сокращается), мы наблюдали почти исключительно непрерывный поток в производстве. Нижегородский автозавод в отличие от завода Форда в Ривер-Руже будет иметь смешанный характер производства - непрерывно-поточный с переходом на серийный - на некоторых линиях. Поточный и массово-серийный процесс производства вызывает необходимость перемещения большого количества деталей по линии с той скоростью, чтобы детали не нагромождались между отдельными операциями. Это требование приводит к механизации передачи - к конвейеру.

Применение конвейеров для механизации международного транспорта у Форда достигло огромных размеров. На Нижегородском автозаводе будут работать десятки конвейеров. Однако при нашем объеме производства мы будем применять и другие более простые способы передачи - тележки, роликовые столы (рольганги) и т. д.

При массовом производстве машин требуется, чтобы одноименные части в машинах были вполне одинаковы по форме и размерам. Надо, чтобы в случае износа или поломки, любую часть можно было сменить новой без всякой пригонки по месту, и это же требуется при сборке нового автомобиля на конвейере: все части должны быть между собой взаимозаменяемы.

Форд, как известно, достиг полной взаимозаменяемости частей автомобиля; на Нижегородском автозаводе будет предъявлено такое же требование к частям - без всяких отступлений в худшую сторону. В успешном решении этой задачи - ключ к овладению массовым автостроением.

Окончательная сборка готовых автомобилей будет распределена по районам в целях экономии на транспорте. В этом отношении НАЗ следует за Фордом, у которого десятки сборочных заводов размещены по всему миру. Районные сборочные заводы будут в Н. Новгороде, Москве, Харькове, Свердловске, Ростове-на-Дону.

Московский автосборочный завод, вновь построенный и оборудованный по последнему слову американской техники, уже пущен и работает, выпуская готовые машины из получаемых от Форда деталей. Основной завод НАЗ по сборке готовых машин явится также районным с программой выпуска в 24 000 - 48 000 машин в год. (Продукция всех районных сборочных заводов будет равна 140000 машин в год).

Нижегородский Автозавод имеет в своем составе следующие основные производственные цеха: литейные серого и ковкого чугуна, цех цветного литья, кузница, рессорная, деревообделочная, прессово-штамповальные цеха, кузовной, механические и сборочные цеха, инструментальный и штамповый. В отличие от заводов в Ривер-Руже НАЗ не является комбинатом, его цеха имеют лишь задачу превращения готового металла, дерева, стекла и прочих материалов в детали автомобиля и в готовый автомобиль. Поставка же всех основных материалов будет производиться в плановом порядке соответствующими отраслями нашей промышленности. 14 000 рабочих и 1500 инженерно-технического персонала будут работать на заводе. Рабочие по своей квалификации требуются следующие: 1-3 разряда - 7 700 человек или 55 процентов; 4-5 разряда - 4 800 человек или 34 процента и 6-8 разряда - 1500 человек или 11 процентов.

Мы видим, что рабочие высокой квалификации вместе с инженерно-техническим персоналом составляют около 20 процентов от общего количества работающих на Автозаводе. Задача укомплектования 3000 человек, обладающих высокой квалификацией, опытом и знаниями, требует огромных усилий. Однако этим ни в коем случае нельзя умалять задачи подбора и обучения основной массы производственных рабочих; вербовка рабочих 4-5 разряда и затем повышение их квалификации до уровня требований Автозавода - не менее, если не более трудная задача. Эти рабочие средних разрядов, комплектуемые из кадров других заводов Союза, а также из наших учбаз, должны быть основательно подготовлены для того, чтобы овладеть новейшими современными оборудованиями. Эта работа должна быть выполнена до введения рабочего в производство.

Наконец, рабочие 1-3 разряда, не имеющие особой квалификации, должны вместе с тем отвечать определенным требованиям: эти рабочие должны быть предварительно тренированы и дисциплинированы в тех или иных трудовых процессах.

Необходимо отметить, что в отличие от Форда на нашем автозаводе будет применяться женский труд (до 25 процентов) в тех же цехах, где применяется мужской; женщины работают у Форда только в виде исключения в особо выделенных мастерских и в ничтожном проценте от всей массы рабочих. Учитывая сказанное, а также место и роль рабочего в самой организации производства у нас (производственные совещания, соцсоревнование и ударничество), на Нижегородском автозаводе особо широко должна быть развита сеть профтехнического образования. Не выходя из рамок настоящей статьи, необходимо отметить, что Нижегородский автозавод, как основной завод массового автостроения в Союзе, вносит в общий план индустриализации страны, а также в процесс развертывания этого плана, следующие важнейшие моменты:

НАЗ, перенося в Союз методы производства Форда и собирая в своих зданиях новейшие образцы орудий производства - Америки и Европы, становится гигантской экспериментальной базой для овладения новейшей техникой австростроения.

НАЗ способствует в Союзе развитию производства новых видов машин и оборудования (постановка впервые в Союзе на заводе «Электрик» производства электросварочных машин, изготовление земледельных систем, а также значительное расширение производства конвейеров на заводах Транстехпрома и др.). НАЗ, требуя материалы высокого качества (особенно металлы), тем самым толкает нашу промышленность, прежде всего металлургию, на путь обязательного улучшения и модернизации процессов производства (плавка металлов в пределах строго выдержанного химического анализа, прокатка листового, калибрового и пр. металла в пределах заданных повышенных допусков.и т. п.). НАЗ, передавая производство ряда изделий смежным производствам, вызывает постройку ряда новых заводов и реконструкцию существующих на более высокой технической базе (шарикоподшипники, карбюраторы, стекло, резина и т. п.). Этим самым закладывается основа для создания целой отрасли промышленности, обслуживающей автостроение. НАЗ, организуя сеть районных сборочных отделений и приближая автомобиль к районам, отдаленным от центра, дает первый сильный толчок к автомобилизации всего Союза в целом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены