Железные конструкции собраны в массивные корпуса цехов автомобильного гиганта.
Остались позади суровые бои зимы 1930 - 1931 года, когда под замерзшей Окой штурмовые батальоны прокладывали туннель для гигантской трубы водопровода.
Скелеты цехов обросли кожей - стеклом. Уже пущены вспомагательные цеха: ремонтно-механический, ремонтно-кузнечный, инструментальный, штамповый. Разворачивается монтаж в других цехах. Устанавливаются и выверяются станки, привезенные из САСШ и Германии, и, выверенные, сдаются в эксплуатацию. Первым по монтажу шел ремонтно-механический. В цехе уже были установлены замечательные создания мировой техники усовершенствованные фрезерные, строгальные, токарные и карусельные станки.
Как сотни других, прибыл на площадку Автостроя из Германии сверлильный станок, но без электромотора. Решили дать советский мотор зарубежному станку. Для этого нужно было сделать цилиндрическую шестерню.
- Как сделать ее? - повис в воздухе перед монтажниками и наладчиками трудный вопрос. Сверлильный должен работать, а не просто заниматъ кусочек площади в ремонтно-механическом, но... без шестерни, соединяющей станок с мотором-сердцем, он мертв. Как быть?
На помощь пришел германский зубофрезерный станок. Он может сделать какую угодно шестерню.
Но как обращаться с этим станком? Знающие это - в Германии, Англии, Франции, САСШ, а станок должен служить Союзу. Больше всех мозговал над пуском станка тов. Бондарчик, заведующий, отделом наладок, который, будучи эмигрантом в САСШ, многому научился в области техники. Не хотел Бондарчик мириться с мыслью, что станок будет саботировать дело и крепко взялся за него, пригласив на помощь квалифицированных мастеров - тов. Власова, старого рабочего, тов. Белевича, специалиста по шлифовке, и ударника тов. Дмитриева.
Но сил еще было мало. Станок прибыл без инструкций и упорно скрывал секрет обращения с ним. Пригласили еще двух - техника, тов. Шлесберга, очень молодого парня, который окончил механический техникум в Польше и три года за революционную деятельность практиковался в жуткой камере Мокотовской тюрьмы, и тов. Буганова - инженера, окончившего в 1930 году Ленинградский Политехнический институт.
Эти двое жадно набросились на зубо-фрезерный, обрадованные случаем проверить и укрепить полученные в институте знания.
Станок атакой взять было нельзя. Тогда его взяли в кольцо осады. Были пущены в ход все средства - опыт стариков и гибкость молодых практикантов, подкрепленная солидной теоретической выучкой. Станок обхаживали кругом, залезали внутрь, детально знакомились с его строением. Потом что-то взвешивали, соображали, записывали в блокноты, и, наконец, осмотр был закончен. Товарищи Шлесберг и Бутанов написали исчерпывающую инструкцию: как пускать станок и работать на нем.
Испробовали. Станок, подчиняясь требованиям технически грамотной инструкции, пошел. На лицах коллектива (по количеству национальностей, объединенных в нем, могущего быть названным интернациональным) забегали радостные улыбки. Станок, был побежден. Потом набросали чертеж цилиндрической шестерни, дали наряд станку, и он покорно заработал не вхолостую, а настойчиво въедаясь в кусок стали. Станок работал.
Через некоторое время шестерня в готовом виде была снята с зубо-фрезерного и передана неподвижному сверлильному. Сверлильный слегка вздрогнул, пробуждаясь от спячки, и так же, как и зубо-фрезерный, пошел на полный ход.
Так была изготовлена первая шестерня на Нижегородском автогиганте, принесшая сразу две победы на фронте освоения иностранного оборудования.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.