Надеюсь, что читатель «Смены» не ожидает от меня сентиментального описания распускающихся почек у Альстера и прочих лирических вещей, касающихся весны.
Эта корреспонденция посвящена первомайскому Гамбургу.
Гамбург - «государство», имеющее бургомистра - социал демократа, имя которому Росс. Целая армия чиновников обслуживает государственные нужды Гамбурга. В этом чистом деловитом городе государстве месяц апрель был заполнен празднествами и приемами. Конечно, так и полагается городу, где 300 тысяч безработных не видят куска хлеба.
О, социал - демократический сенат не теряет связи с массами! Накануне первого мая сенат послал приглашения и радушно принимал отряды бравых солдат... Это было замечательное зрелище. Грациозно проходили эскадроны 14 конного полка, двигались колонны национал - социалистов, бросавших антисемитские лозунги: «Проснись, Германия, - Иуда, сдохни». Господа сенаторы восторженно приветствовали этих истинных патриотов.
У Ломбардского моста стоят коммунисты. Они поют «Интернационал». Первого мая это разрешается, но сегодня 30 апреля - не сметь: угощение резиновой палкой обеспечено.
Фашистская демонстрация направляется именно сюда. Здесь через двадцать четыре часа должен собраться революционный пролетариат Гамбурга.
Рабочие колонны идут тяжелым шагом, без треска, без помпы. С 8 часов утра десятки тысяч пролетариев собираются в указанных пунктах миллионного города. С 12 дня начинается демонстрация. Массы идут из Бармбека, Нейштадта и других рабочих районов. Многие участники демонстрации - в прозодежде, они только что с работы. Делегации детей, физкультурников и женщин оживляют общую картину. Из гнилых бараков гамбургских кварталов нищеты бьют волны человеческих толп. Они идут с боевыми песнями, бодрым шагом, под красными знаменами. В руках у них лозунги и транспаранты. Среди демонстрантов виднеются группы инвалидов войны, рядом - отряды рабочей молодежи.
Когда пролетарское шествие проходило по сверкающему Альстеру - автомобили богатых испуганно прижались к стенам. Машины буржуа как будто содрогались от бешенства.
Это был поход коммунистов, революционного пролетариата, красных профсоюзов, запрещенного союза участников войны. У этого похода есть цель, есть великое будущее, есть лозунги борьбы. Несколько часов спустя по этим же улицам прошла демонстрация социал - демократов, агентов буржуазии в рабочем классе Тут было больше флагов и оркестров, но эти флаги и оркестры не вели за собой масс. У этого похода не было ни цели, ни будущего.
На митинге в городском парке социал - фашист Майтман произнес погромную речь против коммунизма и коммунистической партии. Он говорил о новых лозунгах с. - д. партии, но новые лозунги не лучше старых и не могут задержать ни массового ухода рабочих из партии предателей, ни провала ее на выборах.
С. - д. лозунги - «за 40 - часовую рабочую неделю» и «за демократическое народное управление». А вот этого как раз социал - предатели не могут открыто сказать массам. Восьмичасовой рабочий день страхование рабочих и право голоса - эти лозунги теряют свой смысл там, где безработный не имеет ни восьмичасового рабочего дня ни страховки, потому что он выброшен за ворота предприятия. А право голоса - только кулиса, под прикрытием которой совершаются самые бесстыдные политические махинации. Старые рабочие - ветераны партии - не могли обо всем этом не знать и были в день первого мая в достаточно уверенном состоянии духа.
Таково было лицо трех демонстраций, - национал - социалистской, коммунистической и социал - фашистской.
Но на сцене появился духовный «Интернационал». Очевидно, церковь хотела кое - что показать и нам, беднякам. Во время демонстрации коммунистов на Моорвейде, на том же месте, где национал - социалисты безуспешно пытались спровоцировать рабочую демонстрацию, вдруг показались три изящных автомобиля папского нунция. В автомобилях находились несколько епископов, которых приветствовали восторженными криками бургомистр и социал - демократический министр.
Отчет о первом мая в Гамбурге - самом большом провинциальном городе Германии - будет неполным, если я не упомяну о смерти четырех рабочих. Они были убиты удушливым газом у самых ворот на заводе Вильгельсбург, где куется оружие для отечественных милитаристов.
Мы не сомневаемся в том, что смерть этих четырех будет отомщена, а также в том, какой из четырех демонстраций принадлежит будущее.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.