Фантастическая повесть
Начало в №2-2010
Перевод с эстонского Бориса Рябухина
В полдень Герт пообедал в кафе на ратушной площади, украшенной транспарантами «День здоровья», и решил навестить мэра, чтобы продолжить с ним вчерашнюю беседу.
Войдя в прохладный пустой коридор ратуши, он увидел, как дверь приемной мэра открылась, и из нее вышел какой-то человек. Его лица Герт не разглядел, потому что тот направился в другое крыло здания, но что-то знакомое показалось ему в этом человеке, и Герт почувствовал странную тревогу.
В зале он увидел мэра, который разговаривал с кем-то по телефону. Повесив трубку, мэр улыбнулся:
- Уже вернулись? А я думал, что у меня будет скучный вечер...
- Как ваш День здоровья? - спросил Герт, присев на высокий стул.
- Несознательный у нас народ. Раньше не хотели молчать, а теперь никто не хочет разговаривать, - вздохнул мэр.
- Что ж, это можно было предвидеть, - неосторожно заметил Герт.
Лицо мэра побагровело. Он стукнул кулаком по столу так, что стакан на подносе задребезжал.
- Молодой человек! Запомните - предвидеть ничего нельзя!
Подождав, пока мэр выпьет воды и успокоится, Герт напомнил ему:
- Вы вчера начали что-то рассказывать...
- Да. Как раз насчет «предвидеть». Поучительная история... Как я уже говорил, перед тем как попасть сюда, я был мэром одного из экспериментальных городов на Альтрусе, опытного образца города будущего. В городе, в котором не существовало денег, были созданы сказочные условия. Чтобы максимально реализовать принцип равенства, архитекторы сконструировали город в виде гигантского ступенчатого веретена. Наземная его половина днем медленно вращалась, чтобы солнце светило одинаково для всех. Жителей обычного небольшого городка, в соответствии с их профессиями, распределили по плоскостям - по количеству представителей одной профессии. Там были плоскости учителей, врачей, инженеров, рабочих, руководителей и так далее. На каждой плоскости находились абсолютно одинаковые домики с одинаковыми зелеными двориками. На самой вершине стоял один-единственный, точно такой же, как и у других, коттедж. В нем жил мэр города, то есть я.
- А что находилось в подземной части веретена? - спросил Герт.
- Тоже плоскости.
- Странно, что нашлись желающие жить в подземелье.
- Желающие? Не то слово, молодой человек, - блеснул глазами вскочивший с кресла мэр. - Место под землей можно было приобрести только за большие деньги. Чем глубже, тем дороже. Перед переселением, до ликвидации денег, эти места пошли с аукциона.
- И кто же поселился в самом низу?
- Босс! Человек, заплативший миллион.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Зачем знаменитый сербский режиссер построил собственный город
Есть ли у пенсионеров шанс устроиться на хорошую работу?