Азат хорошо помнит тот день. Он вылез из шахты мокрый и обессиленный. Проклятье! Эти ручные насосы существуют только для господ из горного надзора. Удобный повод для взяток. А работать приходится по горло в ледяном потоке, словно ты не шахтёр, а водяная крыса. Сегодня вода казалась особенно холодной. С таким нетерпением все ждали конца работы! Ну, вот и дождались... Ни еды, ни отдыха... Проклятый паук - владелец шахты «Гаджере»! Из-за его ненасытной жадности в их горняцком посёлке, в котором ютятся около 400 семей шахтёров, нет даже хлебопекарни. Печь обошлась бы хозяину в несколько сот реалов - разве он раскошелится для этого «вшивого сброда»? Вместо хлеба они вынуждены грызть это заплесневелое месиво, которое привезли из Тегерана на шахту три месяца назад, когда ещё зима не отрезала их посёлок от всего мира.
Это не пища для утоления голода. От неё только невероятная боль в желудке. Нет, сегодня он лучше прямо ляжет спать. Но разве уснёшь, когда зубы стучат, а грудь разрывает кашель? В бараках нет печей, и каменный уголь, подобранный в отвалах шахты, жгут прямо на земляном полу, без всякого очага. Какой тут сон! Может быть, сесть у тусклого каганца я почитать ту книжку русского писателя, которую ему привёз из Таврида брат Вреж?
Так он и сделал. И скоро забыл обо всём на свете: о голоде и холоде, о густом серном дыме, сквозь клубы которого их барак казался подземельем.
Бедный Макар! Бедные дети! Какие бывают несчастные люди на земле - ещё несчастнее его, Азата! Этот лишённый обеих рук уродец, которого возят по дворам на утеху зевакам. Он писал ногами, этот искарёженный тяжким недугом человек из рассказа «Парадокс». Но что это? Так ли он прочитал эту фразу? Как прекрасно звучит она, какая в ней смелая мысль! «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Человек создан для счастья! Да ведь это написало существо, почти непохожее на человека, быть может, самое несчастное из всех обитателей земли! Ну, конечно, в этой фразе издёвка. Писатель и не скрывает этого - ведь он назвал рассказ «Парадоксом». И сам герой рассказа, этот безрукий «пан» Залуский, говорит потом: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Именно это, очевидно, и хотел сказать Короленко своим рассказом... А быть может, иное?.. Быть может, всё-таки главное в рассказе - что человек рождён для счастья? Но так ли это? Для чего рождается человек?
Бывают в жизни переломные дня. И Азат Вегуни, ныне студент Ереванского университета, говорит, что для него таким днём был день, когда он прочитал рассказ Короленко и впервые задумался о смысле жизни. Быть может, попадись ему книга Горького или марксистская литература - раздумья не были бы так длительны, сомненья - так тревожны. Но толчок мыслям был дан рассказом, и Азат стал настойчиво искать решения мучившего его вопроса.
Неужели он родился для того, чтобы каплю за каплей отдавать свои силы владельцу «Гаджере»? Состаришься - и тебя выгонят на улицу, как деда Ягида, который 50 лет проработал на шахте, а теперь просит подаяния у полунищих шахтёров. Для этого, что ли,
родились на свет он и его товарищи? Или они рождены для другого - для счастья, как написал безрукий философ? Азат искал ответа на этот вопрос в книгах, в беседах с товарищами.
В 1941 году Иран, где жил Азат, стал ареной важных международных событий. Чтобы помешать гитлеровцам вовлечь Иран в войну на своей стороне, туда вошли советские и союзные им войска. Шахта «Гаджере» находилась там, где стояли советские части. Азат познакомился с людьми из Советского Союза, от которых он узнал, что в их стране давно решён вопрос, для чего создан человек. Прежде Азат почти ничего не слышал о стране социализма. В подземелья шахты «Гаджере» не долетали слова правды. То, что он слышал, походило на сказку... Но война окончилась, и люди страны счастья ушли из Ирана. Теперь у Азата была цель - попасть в Советский Союз.
До сих пор то, что он был армянином, составляло источник дополнительных страданий в его многотрудной жизни иранского горняка. Инородец и работу получал в последнюю очередь, и штрафы сыпались на него сверх обычной меры. Но теперь он узнал, что, как армянин, он может добиваться выезда в СССР, возвращения на землю своих дедов, в Армению, откуда сотни лет назад враг увёл в полон его предков. Он связался с армянским переселенческим комитетом, и в 1946 году, когда из Ирана в СССР отправился первый караван репатриантов-армян, возвращавшихся на землю прадедов, среди них был и молодой горняк Азат Вегуни.
Годы не стёрли воспоминаний о том дне, когда, миновав кордон, они вступили в пределы Советского Союза. Пав на колени, они целовали обетованную землю... Это был день его второго рождения, рождения для иной жизни - для счастья...
С тех пор минуло пять лет. Азат закончил школу и стал студентом университета. Бывший горняк, он выбрал геологический факультет. Он много ездил по Армении. Был в поисковых экспедициях в горах Зангезура, на рудниках в Алаверды. Любуясь уютными коттеджами шахтёрского городка, дивясь ритму слаженного, во сто крат облегчённого механизмами шахтёрского труда, в который раз вспоминал он мрачные копи «Гаджере». Да, там, в том подземном аду, можно было усомниться, для чего рождён человек. Теперь он знает, для чего: для счастья!...
Он достиг этого счастья, о котором не мог и грезить прежде. Познав горечь темноты, он полной мерой ценит радость учения. Все годы учёбы в университете Азат был отличником. Он ведёт хотя и не большую, но самостоятельную научную работу. В научном студенческом обществе
Азат прочитал доклад «О минералогии серы», сейчас к 30-летию Ереванского университета готовит доклад, основанный на материале, собранном во время летних экспедиций. Он знает: доклад его вызовет споры. Выводы, которые делает он из своих наблюдений, могут иметь большие практические последствия. Товарищи и деканат оценили его общественную работу, его успехи в учёбе: он избран председателем секции научного общества, председателем профкома факультета. А недавно его удостоили высокой чести: как лучшему студенту факультета ему назначена сталинская стипендия.
Недавний невольник иранской шахты стал студентом, сталинским стипендиатом! О таком и мечтать не смеют там, в капиталистическом аду, где порою людям, кажется, что человек создан для горя, страданий, лишений, темноты. А ведь он создан для счастья, как птица - для полёта. Теперь он хорошо знает, что в этом великая правда...
Юность - пора раздумий о цели жизни, о назначении человека. Тысячи юношей и девушек, недавно приехавших из разных капиталистических стран на землю своих отцов, в Армению, вновь переосмысливают представления о жизни, складывавшиеся у них с детских лет. Соня Мгрблян, Изабелла Чукасезян, Катарина Асатрян - студентки Ереванского педагогического института иностранных языков - только недавно приехали из США. Как понимали они, живя в Америке, цель жизни, предназначение человека? Об этом им ежедневно говорили в школе, по радио, твердили в журналах и газетах. Смысл этих высказываний был таков: «Цель жизни - получать наслаждения. Счастье - удел немногих, удел сильных. Сильному американскому народу предназначено править другими народами. Все американцы рождены для счастья». Но это так не походило на правду их жизни! Отец Сони был портным. Когда он стал слепнуть, никто не направил его к врачу, - его выгнали с фабрики. Семью содержала мать - она работала в ателье. Отец тоже продолжал зарабатывать-шить он не мог, но он утюжил, И всё же, чтобы иметь возможность посещать пять раз в неделю школу, Соня два дня в неделю должна была работать в магазине. После школы её ждало неизвестное будущее, скорее всего безработица.
Изабелла-дочь рабочего текстильной фабрики - по вечерам училась в школе, днём служила в банковской конторе на Уолл-стрите. На фасаде конторы ежечасно менялись цифры: объявлялся курс то падавших, то поднимавшихся в цене различных акций. Безумная пляска! В ней виделось Изабелле лицо Америки. Всюду идёт игра,
которая обогащает хищников-капиталистов и низводит до положения рабов простой народ.
Однако всё больше людей в стране начинают понимать, что их обманули. Они пытаются бороться-с ними жестоко расправляются. Отец Катерины - закройщик швейной фабрики - попробовал было высказать недовольство условиями труда, одобрительно отозвался о Советском Союзе. Его выбросили на улицу и занесли в «чёрный список». Разве не ждала такая же судьба отца Изабеллы, мать Сони? Что ж, им всем пришлось бы утешиться тем, что, видно, счастье не их удел, они не из числа сильных. Может быть, они примирились бы с горем, как слепой Мгрблян, и тянули бы лямку до конца жизни...
И вдруг эта разительная перемена! Этот прыжок в иной мир. В мир, где счастье - удел всех. Они все трое учатся в институте. Им выдают стипендии. Их родители получили работу и уже не тревожатся, что потеряют её. Им отпустили по 30 тысяч рублей на каждую семью для постройки домов. У каждой семьи есть теперь свой очаг.
Соня, Катарина, Изабелла признаются: в первые месяцы они не верили в своё счастье, не верили в его прочность - сказались годы американского воспитания. Казалось, что это только удача, случай, что всё обязательно изменится к худшему. Но теперь они знают: счастье в Советском Союзе не тот редкостный случай, которым бредит американская молодёжь. Здесь право на счастье гарантировано всем трудовым людям.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.