Человек создан для счастья...

опубликовано в номере №571, март 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Девушки вступили в комсомол. Они хотят отдать все свои силы своей новой родине - родине счастья.

... Художника Оганеса Асатряна не раз поучали: жизнь надо изображать не такой, какая она есть в действительности, а такой, какой чудится она в снах и грёзах. Но всем нутром подлинного художника он стремился выразить в своих картинах правду жизни.

Он жил в Бейруте, Багдаде, Дамаске, сказочных городах Шахрезады,

где ярко сияют лучи знойного аравийского солнца. Но для него это солнце лишь ещё ярче оттеняло нищету покосившихся лачуг, лохмотья пёстрых восточных базаров, следы страданий и горя на лицах бедняков. Его картины не находили сбыта. Денег не было, он ушёл с первого курса бейрутской школы художеств и начал бродяжничать по Ливану.

И вот он стоит перед выставкой своих картин в Ереванской художественной галерее.

- Мне не нужно теперь изображать грёзы вместо жизни, - говорит молодой художник. - Та жизнь, которую я увидел, приехав в СССР с группой репатриантов-армян, ярче и красочней самых фантастичных видений.

Здесь, в стране социализма, он обрёл новую, светлую гамму красок. В его картинах дрожит пронизанный солнцем воздух, чистый горный воздух Армении, воздух счастья, воздух его родины.

Он изъездил всю Армению. Передвижная группа армянских художников побывала на всех новостройках республики, в десятках колхозов. К их услугам передвижные мастерские, оборудованные на автомашинах. У них нет заботы о хлебе насущном - только о творчестве. Оганес был в Гори, в Москве, Ленинграде. Он увидел в подлинниках творения гениальных мастеров кисти. Его работы дважды выставлялись в лучшем художественном музее мира - Третьяковской галерее. Ещё там, за рубежами Советского Союза, он знал, что подлинное счастье художника в свободном творчестве. Но только на земле социализма он обрёл эту свободу, это счастье.

... Актриса Гоар Гаспарян также была убеждена, что счастье для неё невозможно. Но удача... Она пришла к Гоар ещё в Египте. Ещё в колледже педагоги обратили внимание на её голос. В Египет из фашистской Италии бежали многие выдающиеся музыканты. Счастливый случай помог ей стать ученицей известного профессора. Молодой певице трудно, почти невозможно без взятки получить доступ на сцену. Но опять помог случай. Гоар спела по радио, и её услышал популярный итальянский дирижёр, гастролировавший в ту пору в Египте. Он предложил Гаспарян выступить на одном из его концертов. Так пришла удача, признание, успех, слава. Что нужно ещё актрисе? Её приглашали петь в Неаполь, лондонская кинокомпания предлагала ей приехать в Англию сниматься в «Травиате» в главной роли.

Но она отказалась от всего этого. Она знала, как изменчиво счастье в том мире, где правят деньги, в мире, где нужно потрафлять вкусам пресытившегося буржуа. Сегодня она в моде - армянка ив Каира. Это звучит ново и экзотично. А завтра на её место возьмут эскимоску из Аляски, негритянку из Судана. Чего она добьётся? Опять ждать слепого случая? Нет, она знала: подлинное счастье актёра - получить благодарность народа.

Ей выпало это счастье. Она получила возможность переехать в Советский Союз. Она поёт теперь на оперной, сцене на родном языке, для родного народа, для требовательного и благодарного зрителя. Поёт в «Лакмэ», в «Ануш» армянского композитора Тиграняна, поёт в новой армянской опере Степаняна «Героиня».

Недавно ей присвоили звание заслуженной артистки республики. Её слушала Барсова и сказала, что у Гаспарян блестящее будущее.

Блестящее будущее! У неё блестящее настоящее! Творческая свобода, сознание связи с народом - это и есть счастье.

... У молодых людей, которые несколько лет назад приехали в Советский Союз, меняются представления о труде, о профессиях, меняется творческая манера, меняются представления о смысле жизни, о предназначении человека.

- Человек создан для счастья! - говорят они.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены