Вера эта возникла тогда, когда люди находились еще на низшей ступени своего развития. Жизнь сталкивала их со многими стихийными явлениями природы: грозами, бурями, лесными пожарами, - которые грозили им многочисленными бедствиями, даже гибелью. Не умея объяснить такие явления, люди стали приписывать их действию духов - злых или добрых, - в зависимости от вреда или полезности для человека того или иного явления природы. Постепенно процесс «одухотворения» природы распространился на все окружающее. Первобытный человек думал, что во всем, в любой вещи, в любом предмете, живет дух: он-то якобы и управляет этой вещью, бережет ее, но может и погубить по своей воле.
Многие тысячи лет отделяют нас от того времени. Наука и практика жизни давно уже развеяли нелепые представления дикарей о силах, управляющих природой, жизнью и деятельностью людей. Наука доказала, что в мире нет и не может быть никаких сверхъестественных сил, что он существует и развивается по своим собственным естественным законам. Мир материален, он никем не сотворен, ни в каком вмешательстве потусторонних сил не нуждается.
Подавляющее большинство людей в нашей стране перестало верить в судьбу, в ее неотвратимость. Но слово это осталось, хотя коренным образом изменилось его значение. Теперь судьбой принято обозначать жизненный путь человека, историю общества, государства. Когда мы говорим о завидной судьбе того или иного человека, мы имеем в виду его большие способности, кипучую энергию, глубокую убежденность в правоте своего дела, то есть все те качества, которые решающим образом влияют на жизнь человека, обеспечивают ему уважение коллектива, успех в работе, умение преодолевать любые трудности.
Только так и надо понимать историю большой и трудной жизни Андрея Соколова, рассказанную Михаилом Шолоховым в «Судьбе человека». Только в этом, истинном смысле использовал для названия рассказа слово «судьба» наш великий писатель.
Таинственное манит человека. Он все хочет раскрыть, узнать, объяснить. И прежде всего, конечно, «тайну» собственной жизни. Как сложится моя жизнь, что ждет меня в будущем? Нет человека, который бы не задумывался над этим.
Предвидение имеет огромное значение в жизни общества, государства. Марксизм-ленинизм научил людей смотреть далеко вперед, предвидеть не только ближайшие, но и отдаленные результаты общественного развития. Партия коммунистов, поднимая народ на социалистическую революцию, указала точную цель - коммунизм. И с каждым годом наша страна все ближе подвигается к ней. Начиная выполнение семилетнего плана, мы точно знали, чего мы достигнем за эти годы.
Предвидение будущего, близкого и далекого, в масштабе государства и даже всего человечества стало возможным потому, что марксизм-ленинизм раскрыл законы общественного развития. Знание этих объективных, материальных законов позволяет нам предвидеть не только пути развития общества, но и те трудности, которые встретятся на этом пути.
Но это об обществе в целом. Иное дело - отдельный человек. Конечно, жизнь каждого человека зависит от общественных условий, в которых он живет. Благоприятные общественные условия создают наилучшие возможности для жизни и развития каждого члена общества. Но все же полностью предвидеть, предсказать, как сложится жизнь каждого человека, нельзя. Дело в том, что в мире действует не только необходимость, то есть закономерно обусловленные, а потому неотвратимые явления, но и случайность, то есть явления незакономерные, исключительные. Люди, верящие в судьбу, не видят разницы между случайностью и необходимостью. Они все, что с ними происходит, считают необходимым и потому неотвратимым, неизбежным.
На жизнь и развитие общества в целом и на каждого отдельного человека влияет как необходимость, так и случайность. Но это влияние различно. Никакие случайности, как бы много их ни было, не могут предотвратить действия необходимости, закономерности в развитии общества. Они могут лишь задержать или ускорить это развитие. Но в жизни отдельного человека случай может сыграть губительную роль. Человек попал под машину. Это несчастный случай. Он не вызван никакой необходимостью, его можно было бы избежать, будь этот человек осторожнее, будь шофер опытнее и осмотрительнее. А между тем этот нелепый случай может оборвать жизнь человека, может сделать его калекой.
Можно ли предвидеть, предсказать такие несчастные случаи? Современный образованный человек хорошо знает, что это невозможно. Но суеверные люди считают, что в тайны этого неизбежного можно проникнуть!
Всякое гадание, колдовство исходит из нелепого убеждения, что подобное вызывает подобное. Если линия на ладони руки длинная - проживешь долго, короткая - скоро умрешь, линия глубокая -человек умный, глубокий, если игральная карта «туз пик» легла острием вниз - удар, смерть и так далее. Древняя магия исходила из внешнего подобия самых разнородных явлений и произвольно устанавливала между ними внутреннюю связь, хотя на деле такой связи нет и существовать она не может.
Некоторые люди до сих пор думают, что азартные игры не обходятся без вмешательства сверхъестественных сил. Не везет в картах, - значит, везет в любви, утешает себя проигравшийся картежник. Ворожба, гадания, азартные игры так сходны между собой по принципу, что и в том и в другом случае употребляются одни и те же орудия (например, игральные карты, кости, рулетка). Все маги, колдуны, ворожеи - самые обычные люди. Правда, многие из них очень наблюдательны, зорки, а некоторые - прекрасные психологи, обладающие незаурядной способностью внушения. Беседуя со своей жертвой, колдун, по существу, допрашивает ее. Дрожащие руки, двусмысленная речь человека, пришедшего к колдуну, очень часто помогают раскрытию его тайны еще до того, как предсказатель приступает к своим магическим действиям. Согласитесь, что после такой «беседы» совсем не трудно угадать мысли своей жертвы и высказать «пророчества». Суеверный человек убежден, что пророчество должно исполниться, и маг, вселяющий в его сознание это убеждение, иногда мог убить своего пациента этой мыслью, словно материальным оружием.
Но, как правило, предсказания никогда не сбываются. Бывают, конечно, случаи совпадений, когда предсказанное гадальщиком через некоторое время действительно происходит в жизни. Таких случаев немного, но они запоминаются людям, укрепляют их веру в магическую силу. Память человека избирательна, она фиксирует, сохраняет то, что производит на него наибольшее впечатление, отсеивая, отбрасывая то, что он считает несущественным, неважным. Если проверить любой случай «удачного» гадания, мы убедимся, что он произошел по естественным причинам, выдаваемым за сверхъестественные, пророческие. Николая Бондаря поразило, почему гадалка сразу же узнала, что ему «не весело», хотя он и старался это скрыть. Но что же здесь удивительного? Опытный человек всегда сумеет разобраться в поведении другого человека, определить, весело ему или он только притворяется веселым. Второе «предсказание» было высказано в самой неопределенной форме: опасайся высокого, чернявого, веселого человека. Чего надо опасаться? Что он может сделать плохого, этого, конечно, гадалка не сказала да и не могла сказать. А мало ли в жизни мы встречаем высоких, чернявых и веселых людей? И если хоть один из них когда-нибудь принесет малейшую неприятность, предсказание гадалки считается осуществленным. Да, нетрудно слыть пророком среди суеверных и доверчивых людей!
Очень распространенным, но также нелепым поверьем является вера в магическое значение криков различных животных. Крик совы - предвестник несчастья. Стук и глухой шум под полом - предзнаменование близкой смерти. Вой собаки - тоже «к смерти». Об этом же «сообщает» людям и карканье ворона. С давних пор существует поверье, что этот шум, крики (и в том числе крик лягушки под полом) поднимают духи человеческой души, вернувшиеся на землю, чтобы тревожить своих обидчиков.
Такое поверье - результат самых начальных, примитивных форм человеческой культуры. Здесь, как и в гадании на игральных картах, суеверные люди объединяют разнородные явления, ничего общего друг с другом не имеющие.
Медицине известно такое заболевание - невроз на почве страха, навязчивый страх. Человек боится того, чего он не знает, хотя никаких разумных оснований бояться нет. Это болезнь серьезная (Н. Бондарь, чтобы избавиться от страха, даже решил «пожертвовать собою»), но излечимая. Появление этого заболевания еще раз убеждает нас в том, насколько нелепы и вредны суеверия и религиозная мистика.
Вся наша жизнь показывает, что люди - сами хозяева своей судьбы, что религиозным предрассудкам и суевериям не должно быть места в нашем обществе!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 150-летию со дня рождения В. Г. Белинского