От завода к жилым кварталам вела прямая асфальтированная улица. Тонкие деревца, посаженные с обеих сторон магистрали, были до половины ствола выбелены извёсткой, а газоны ограждены штакетниками с посеребрёнными головками. Нарядно выглядели и свежепокрашенные щиты с укреплёнными на них портретами знатных стахановцев и новаторов производства.
С одного из портретов глядело лицо девушки. Своевольный поворот головы, крупные губы, чуть вздёрнутый нос.
- Наша знаменитая Руфина, - кивнул на портрет мой спутник, молодой человек в очках.
Зовут моего спутника Юрий Савенко; он секретарь заводского комитета комсомола.
Почти весь день мы провели вдвоём на заводе. Юрий показывал огромные цехи, конвейер сборки автомобилей «Урал - ЗИС». О технике он рассказывал увлечённо и с гордостью и даже о заводской трубе, испускавшей густые рыжие клубы дыма с чёрным отливом по краям, отозвался с восхищением:
- Самая высокая на Южном Урале! Но вот о людях он предпочитал говорить чрезвычайно скупо, короткими стандартными характеристиками:
- Инициатор передовых методов...
- Лучший комсорг...
- Даёт сто двадцать процентов... Мы задержались возле портрета.
- Чем же она знаменита, ваша Руфина?
- Разве вы не слыхали? Да пойдите в Дом техники. Там собран весь материал о ней.
Я решил последовать совету комсомольского секретаря, хотя, по правде сказать, меня покоробило словечко «материал». Лучше бы о живом человеке услышать живое человеческое слово.
Библиотекарша выложила на стол две брошюры, многочисленные вырезки из газет и журналов.
Три года назад комсомолка Руфина Рассомахина проявила замечательную инициативу. Она предложила особый, профилактический метод технического контроля на производстве.
Раньше технический контролёр терял время, ожидая, пока поступят к нему на проверку изготовленные детали. А Руфина начала работать по - новому: не сидела у контрольного стола, а шла от станка к станку, по технологической цепочке, и проверяла изготовление деталей по операциям. Достигалась этим двойная цель: предупреждалось возникновение брака и более продуктивно использовалось время контролёра.
Перелистывая страницы книжек, посвященных начинанию Руфины Рассомахиной, разглядывая её фотографии в газетах 1950 - 1951 годов, я думал о том, как широко поддерживает наша печать всякого, кто вносит хотя бы малейшее улучшение в производство.
Удивляло только, что о сегодняшней работе Руфины почти ничего не говорилось.
- А как сейчас? - спросил я в комитете комсомола. - Совершенствует Руфина свой метод?
- Что - то не слыхать.
- Но ведь она продолжает работать?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.