В начале марта здесь цветет сакура и целые улицы утопают в розовой пене, круглый год продают клубнику и... все, что человек пожелает.
Бельгия — небольшая страна, и не на каждой карте углядишь. Но в нынешней системе мировых политических и экономических взаимоотношений без ее участия мало что обходится. Здесь разместились штаб-квартиры ЕЭС, НАТО, Совета таможенного сотрудничества и других международных организаций.
Космонавты рассказывают; Бельгия ночью светящийся островок — все автомагистрали освещены. А про бельгийцев говорят, что они рождаются с кирпичом в желудке — чтобы за свою жизнь построить хотя бы один дом. И строят. И какие дома! Архитектор в Бельгии не просто человек уважаемый, но в полной мере созидатель. Слово его — закон.
Что еще удивляет?
Простой рабочий живет так, как не может себе позволить советский министр. Про тамошние магазины и говорить не хочется. Единственное, что мучает: куда девается то, что не реализуется? Оказывается, все просто — ежедневно приблизительно треть продуктов из крупнейших магазинов отправляется на удобрения и в зоопарки.
Мы привыкли не завидовать западному человеку: как же — медицинское обслуживание платное. Действительно, платное, но кто платит? Так называемые больничные кассы, средства в которые вносят профсоюзы и фонды. Поэтому визит к врачу больному обходится копеек в восемьдесят в пересчете на наши деньги, а сложнейшие дорогостоящие операции в десяток рублей.
Удивляет и социальная защищенность человека. Женщина зарабатывает меньше, чем мужчина. Но если что случится с главой семьи (смерть, гибель), вдова получает пенсию, положенную ему, причем почти в полном размере.
У матерей-одиночек — пособия, на них вполне можно растить и воспитывать детей, не исхитряясь «сводить концы с концами».
Да, маленькая страна Бельгия, но все в ней есть. Есть, конечно, и бездомные, и безработные. Впрочем, если человек живет и трудится честно, то живется ему неплохо.
И, быть может, именно поэтому Бельгия еще и страна карнавалов, на которых люди «сходят с ума». Ведь карнавал — это что-то неописуемое и невообразимое. Мне посчастливилось видеть его в Темсе. С утра в городок со всей страны устремляются самые причудливые повозки, фуры,
трайлеры с избушками, ранчо, танцевальными площадками. В узкие улочки вкатываются элегантные и изящные, последнего «писка», легковые автомобили, ловко втискиваются огромные грузовики, забитые рекламируемым товаром. С машин в людей на тротуарах летят апельсины и авторучки, спички и надувные шарики, конфеты и жевательная резинка. Повсюду музыка: духовые оркестры, инструментальные ансамбли, стереосистемы создают праздничный фон. Вслед за потрясающим, шоколадного цвета «ситроеном» с не менее потрясающей блондинкой за его рулем на улочки втягивается карнавальное шествие. Кого тут только нет!
Одетые в старинные национальные костюмы молодые и пожилые люди играют сцены традиционной бельгийской свадьбы: катят длинный стол с жареным поросенком, огромными пивными кружками, кругами колбасы и свежайшим, неподражаемого аромата караваем только что испеченного хлеба.
Следом приплясывают черти, за ними трусцой торопятся велорикши в национальных китайских костюмах, а дальше — принцы и балагуры, хулиганы и ковбои, разбойники и монахи. Вот шуты с мешками конфетти торопятся высыпать их содержимое, за шиворот двум элегантным девицам. Те хохочут, как и все.
Неожиданно из-за поворота появляется группа в русских национальных костюмах, на автоприцепе трон с толстеньким мальчишкой. На троне надпись: «Царь — Распутин». Что поделаешь — плоховато с историей. Следом старательно на каблучках топают фрейлины, самой младшей чуть больше четырех лет, а старшей... Не будем уточнять. Над ними желто-зеленые парни на огромных, до трех метров, ходулях. Они улыбаются, кричат что-то шутливое. У каждой группы своя музыка — поют, хохочут, танцуют, скандируют. Одни краше других...
Часов в шесть шествие заканчивается. Но не карнавал. Он перемещается в многочисленные кафе, а потом в огромный надувной «сарай», где танцуют, пьют пиво и победителям вручают призы. Веселье весельем, но при подведении итогов политес учитывается четко: первое место присуждено группе «Европа-92» (с этого года в Европе не будет границ), второе — группе «Политикир», третье — «Бригел» — изображавшим бельгийскую свадьбу. А четвертое — «Русской группе». Тоже дань моде. Советский Союз в Бельгии нынче уважают.
Всю ночь жители будут веселиться, переходя из одного кафе в другое. А утром так же дружно пылесосами и щетками со стиральным порошком вычистят и вымоют улицы. И жизнь побежит своим обычным чередом. До следующего карнавала. Ибо карнавалы хороши тем, что хотя бы раз в году человек может себе позволить то, о чем мечтает. А это оказывается очень нужно, когда в стране все есть. Но, быть может, еще нужнее, когда чего-то и не хватает?..
Во 2-м номере читайте о величайшем русском враче Сергее Петровиче Боткине, об удивительной судьбе государственного и военного деятеля Михаила Семеновича Воронцова, о жизни и творчестве писателя Ильи Григорьевича Эренбурга, окончание детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.