Быть или…

Андрее Яаксоо| опубликовано в номере №1212, ноябрь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Где жил сторож Юссь, мы, мальчишки, не знали. Вечером ровно в восемь он молча сидел на каменной лестнице маслобойни. А утром, когда мы отправлялись в школу, его уже не было...

– Да, хороший был человек! – вздохнул кто-то. – Тихий. Никому не сделал зла. И вот тебе...

Отец так и не раскурил папиросу, вынул ее изо рта и собрался уходить.

— Постой, а ты ночью ничего не слышал? – преградил ему дорогу человек в форме, – Ведь ты живешь над лавкой. А?..

— Нет, – сказал отец. – Нет! Я ничего не слышал. Я крепко спал. И Меэта тоже. Моя жена. Не говоря о мальчишке...

Он снова взял в рот папиросу и чиркнул спичкой. И пошел.

— А может быть, все-таки... может быть... – устремился за ним человек в форме. – Может быть, ты слышал чьи-нибудь голоса? Какой-нибудь шорох?..

— Нет, – ответил отец, дымя папиросой. – Нет! Я ничего не слышал. Я всегда сплю очень крепко. И Меэта тоже. Моя жена. Не говоря о мальчишке...

«Так ведь было иначе! Было совсем не так!» – возмутилось во мне все. Вспомнились слова вожатой. «Надо всегда говорить правду. Всегда. Какой бы горькой и мучительной она ни была...»

Я бросился за ними и закричал:

– Трусы! Трусы! Вы яге все знаете! Все! И боитесь сказать, потому что «лесные братья» не шутят... Вы боитесь сказать, что «лесные братья» приезжали грабить лавку на машине Артура с медалью. Да-да, на машине Артура с медалью!

Лицо отца было неподвижным и бледным. Человек в форме разинул рот.

...И тогда я представил себе, как стою в школьном зале перед линейкой.

Вся школа выстроена по классам. Младшие впереди, наши где-то посередине, старшеклассники сзади: Все какие-то праздничные, стоят прямо и торжественно, а я смотрю на задний ряд, на мальчишек из седьмого. И думаю, что в этом строю во время длинных и скучных речей директора никто тебя не щелкает по уху. Потому что за спинами старшеклассников взад-вперед нервно ходят учителя, пытаясь засечь болтунов и шалунов. Уж они-то не допустят щелчков.

Директор продолжал говорить монотонным голосом о герое, взращенном нашей школой» и снова о «герое, взращенном нашей школой» и все показывал пальцем на меня. Наконец он кончил. Все облегченно захлопали. А директор подошел ко мне и тихо сказал: «Ну!»

Я откашлялся. Зал насторожился, прислушиваясь. Теперь я был как обыкновенный школьник, который должен прочитать стихотворение на уроке родного языка. У меня была речь, написанная учительницей Кярге, я зубрил ее весь вчерашний вечер. Эта речь была похожа на ту, которую выучила Эне Эллермаа. когда ее посылали на сельскохозяйственную выставку. За хорошие показатели. Я сказал, что благодарю за оказанную мне честь, сказал, что я в дальнейшем постараюсь оправдать доверие и даже не пожалею своей крови, если мне вновь придется встретиться с врагом.

Все хлопали. Мне подарили цветы...

— Вот такие дела, – сказал я. – Артур с медалью!

— Да ты понимаешь, в чем обвиняешь одного из достойнейших людей нашей деревни! Человека, награжденного медалью. Передовика труда, – укоризненно сказал человек в форме. – Давай-ка договоримся лучше, что я ничего не слышал!..

— Артур с медалью! – упрямо повторил я.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Особо опасный преступник

Повесть в эпизодах, письмах и документах (1902–1905 гг.)