Как выполнить, например, такую директиву: «Шилово Рязанское, райкомол Макарову. Обкомол отмечает неудовлетворительную воспитательную работу молодежью, резкое уменьшение рядов комсомола. Примите меры улучшению работы, приему молодежи комсомол, вопрос обсудите на бюро, командируйте первичные организации комсомольский актив. Обкомол Иншакова».
Что за паника? Неужели без телеграммы неизвестно, что нужно улучшать работу комсомола? Неужели не знает Шура Иншакова, что рост рядов - это следствие, результат большой работы? Ведь если в организации интересно, если в ней заботятся о комсомольце, если бережно и любовно относятся к людям, то любому юноше и девушке захочется работать в такой организации. Это и будет рост. А тут требуют цифры роста. Зачем? Для того, чтобы оправдать недостатки и слабости в работе?
В райкоме привыкли к стандартным телеграммам из обкома. Вот они: к такому-то числу сообщите расстановку комсомольцев на весеннем севе, или на сеноуборке, или на силосовании, или на фермах, или на уборке зерновых...
- Ну, отправляем сведения в обком, и все. Никто нам не отвечает, правильно мы расставляем силы или нет. Да об этом, честно говоря, никто и не думает. Нужны цифры. Цифры, правда, получаются большие, - так рассказывает Володя Макаров.
Рязанский обком, Шиловский райком, комитет комсомола артели имени С. М. Кирова. Какие между ними связи? Бумажные. Бумага выполняет основную нагрузку. Руководит не пример, не живое слово, а бумага, приносящая мало пользы молодежи колхоза.
Перед новым годом Шиловский райком провел семинар секретарей первичных комсомольских организаций. Первую лекцию о сентябрьском Пленуме ЦК КПСС и задачах комсомола прочитал Володя Макаров. Лекция была интересная. Но Володя не был лекторам, он был лишь чтецом, ибо текст готовил не он. Он воспользовался готовой стенограммой, присланной из ЦК ВЛКСМ. Правда, Макаров заменил кое-где фамилии - и только.
Думается, что незначительный на первый взгляд факт говорит об очень многом. Если бы Володя творчески переработал лекцию, внес местные факты, кое-что продумал, то беды бы не было в том, что хорошая готовая лекция взята за основу.
Однако ничего этого делать Володя не стал. Здесь придерживаются иного правила. Ведь куда проще прочесть написанное другими! Не потому ли и Миша Куприянов, заворг, и комсорг колхоза Зина Киселева, и другие даже беседы с молодежью вели по бумажке и речи на собраниях, когда нужно было говорить остро, конкретно, тоже читали?
Ораторское искусство, конечно, - дело трудное. Но, в конце концов, не так уж важно то, как сказал; гораздо важнее, что сказал, как ответил на возникшие вопросы, как связал общие положения с жизнью родного района, колхоза.
А в заранее написанной речи вряд ли вое это удачно сделаешь.
Какова же непосредственная связь комсомольского работника с молодежью? Вот что рассказывают в райкоме.
Приезжал секретарь обкома. Выступил на конференции и уехал. Был инструктор. Он жил три дня в районе. Его пребывание оставило известный след. В райкоме внимательно следили за его поступками, решениями, за тем, что он говорил.
Первый разговор был такой: куда ехать? Володя Макаров предлагал отсталый колхоз, но где энергично работает комсомольская организация, стремится поправить колхозные дела. Инструктор оказал, что поедет в лучший колхоз, ибо раз дела артели хороши, - значит, и комсомол там работает хорошо. И установка осталась: о работе с молодежью судить по показателям работы артели.
Инструктор собрал папку цифр, сведений, таблиц и уехал, не ознакомив райкомовцев со своими выводами.
Макаров решил тогда, что не сделал он этого потому, что свои выводы готовил для кого-то другого, а не для комсомольцев Шиловского района.
Может, не стоило бы и говорить о двух визитерах, если бы их поведение было случайным. У нас еще считается работой, когда комсомольский активист где-то «побывал». Не сделал, не организовал, не научил, а только «побывал».
- Почему бы этому товарищу не проинструктировать секретаря и бюро райкома? - говорит Володя Макаров. - Ведь нам нужна деловая помощь. Резолюции писать умеем, планы составлять умеем. А вот как побороть обыденность, скуку, как сделать содержательнее работу комсомольской организации?
Секретарь райкома ждал от инструктора большого разговора, добрых советов. Ему казалось, что после приезда инструктора что-то должно измениться, что-то произойти...
Встречает, допустим, Макаров ребят из села, где побывал приезжий товарищ, а они ему говорят: «Вот был у нас парень! Вечер молодежи организовал. В воскресенье устроил лыжный поход. Вместе со всем комитетом комсомола поставил перед травлением вопрос об удобрении лугов. За Нюшу заступился, а то ее тут обидели. С Тоней поговорил насчет ее поведения. Добился в сельсовете, чтобы нового избача поставили...»
Слушает Макаров и думает: «Вот это пример, так и нам надо». К сожалению, этого не было, пребывание инструктора в ряде сел прошло для молодежи незамеченным.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.