Обещаний обрушивается из года в год на горняцкие ПТУ Кузбасса. Когда же дойдет дело до конкретной помощи?
Приказ начальника — закон для подчиненных. Казалось бы, эта известная формула сама по себе ясна. Но не будем торопиться признавать ее аксиомой, не требующей доказательств. Бывает, что приказы по одному и тому же вопросу, по одной и той же проблеме мельтешат перед глазами, словно белые мухи в метельном феврале, но никому от них ни жарко, ни холодно.
В СПТУ-50 города Новокузнецка, которое готовит шахтерские кадры, не было столовой. Будущие горняки питались как придется, главным образом всухомятку, покупая на переменах пирожки и беляши в ближайшем ларьке. Директор профтехучилища Алексей Абрамович Петере без устали стучался в разные двери, чтобы решить проблему. И вот блеснул луч надежды. Уступая «домогательствам» настырного директора, «генералитет» производственного объединения «Южкузбассуголь» 18 декабря 1975 года — заметьте: 10 лет назад! — принял решение: «Установить павильон для питания учащихся СПТУ-50 в срок до первого августа 1976 года».
Будущие горняки и их наставники обрадовались, но, как оказалось, преждевременно. Они-то думали, что «Южкузбассуголь», приняв решение, сразу же возьмется за его выполнение и быстро доведет дело до конца. Однако в производственном объединении сидели люди степенные, несуетливые. По их мнению, павильон для питания учащихся не был объектом стратегического значения. За невнимание к таким мелочам с работы не снимут, поэтому горячку пороть нечего: пусть принятое решение побудет пока в самом нижнем ящике письменного стола — отлежится и окончательно созреет.
«Созревание» продолжалось семь лет, а учащиеся по-прежнему бегали за пирожками. Правда, за это время «Южкузбассуголь» отгрохал для себя шикарный высотный административный корпус, который украсил одну из центральных улиц Новокузнецка и по удобствам не имеет себе равных в этом большом сибирском городе. Есть там, конечно, и вместительная столовая, где без всякой сутолоки может пообедать целый пехотный полк. А вот в СПТУ-50 так и не дождались обещанного павильона.
Директор профтехучилища Петере, однако, не сдавался. К тому же у него появились могучие союзники — горком партии и горисполком. По их настоянию «Южкузбассуголь» в феврале 1982 года наконец-то начал строить — уже не павильон, а столовую для своего подшефного учебного заведения.
— Надо, значит, надо, — философски сказал по этому поводу тогдашний генеральный директор объединения В. Ялевский и отдал приказ своему ремонтно-строительному управлению:
— Чтоб столовая была сдана в эксплуатацию к началу учебного года. Тут работы кот наплакал...
— Есть! — козырнули строители и молодецки засучили рукава, выражая тем самым готовность немедленно бежать и вкалывать до седьмого пота. Потеть, правда, быстро расхотелось. На стройке то и дело воцарялась церковная тишина. Дело двигалось туго.
В апреле 1983 года, обозрев едва выступающий из земли объект. В. Ялевский ударил по нерасторопным строителям новым приказом: «Обязываю обеспечить ввод в эксплуатацию здания столовой для СПТУ-50 к первому августа».
Минул август, ушли морозы, пришла весна. Второго апреля 1984 года генеральный директор взялся за авторучку, чтобы написать еще один приказ. На этот раз в нем содержались такие примечательные слова: «Считать завершение строительства столовой к 01.08.84 г. особо важным заданием...» И далее о будущей премии за выполнение «особо важного задания».
Не помогла и обещанная премия! Неделями, а то и месяцами не появлялись строители на «особо важном объекте». Тем временем Владлен Данилович Ялевский ушел на повышение — генеральным директором ВПО «Кузбасс-уголь». С новой руководящей высоты объект особой важности, вероятно, видится ему маковым зернышком и уже не вписывается в круг неотложных забот. Ему теперь недосуг затребовать из архива свои старые приказы и строго спросить, как же они выполняются.
Докладываю читателям «Смены» и персонально В.Ялевскому: через четыре с лишним года после закладки фундамента «особо важный объект» недавно наконец-то введен в эксплуатацию. В натуре это оказался теремок на сто посадочных мест. Учащиеся СПТУ-50 обедают в восемь потоков! С огромными потугами гора родила мышь...
— Временное явление, переходный вариант, — разъяснил мне нынешний генеральный директор объединения «Южкузбассуголь» Ю.Малышев. — В тех бараках, где уже почти сорок лет ютится СПТУ-50, вообще, по-моему, немыслимо нормально работать. Вот построим для него в ближайшее время новый учебный комплекс, тогда совсем другое будет дело...
Но не было уверенности в голосе Юрия Николаевича. Быть может, потому, что до сих пор не готова проектно-ссметная документация для этой новостройки, хотя сооружение комплекса планировали начать в одиннадцатой пятилетке.
В Кемеровской области подготовкой молодой рабочей смены горняков занимаются тридцать ПТУ. У большинства из них безбрежное море проблем. Для СПТУ-43 города Анжеро-Судженска, например, уже восьмой год строится учебный комплекс, конца этому «долгострою» не видно до сих пор.
Руководители шахт «Распадская» и имени Шевякова многие годы кормят учащихся и преподавателей СПТУ-37 города Междуреченска обещаниями отгрохать полигон, оснащенный современным угледобывающим оборудованием, чтобы будущие горняки отрабатывали здесь навыки управления могучей техникой, однако воз не трогается с места. В старых, обветшалых и едва-едва приспособленных бараках, которые уже долгие годы находятся в распоряжении СПТУ-24 города Новокузнецка, настолько тесно, что заниматься тут приходится в три смены. Нет абсолютно никаких помещений для уроков физкультуры и начальной военной подготовки, спортивно-массовой работы, занятий кружков художественной самодеятельности и технического творчества, как того требует «Положение о среднем профессионально-техническом училище», утвержденное Советом Министров СССР. Такая же ситуация, впрочем, во многих других горняцких ПТУ Кузбасса.
— Одиннадцать из тридцати училищ вообще находятся в плачевном состоянии, — сокрушался в беседе со мной начальник областного управления профтехобразования Николай Фоканович Ильин. — Не учебные заведения, а самые настоящие курятники, развалюхи, Однако наши богатейшие базовые предприятия не особенно шевелятся. чтобы создать для своих училищ современную материально-техническую базу, хотя это их прямая обязанность. Побывайте. Например, в ГПТУ-35 города Прокопьевска — наглядно убедитесь в этом сами...
Я побывал и убедился: в словах Николая Фокановича нет ни малейшего преувеличения. Училище было основано в сорок первом году. Тогда ему могли предоставить лишь помещения барачного типа. Сколоченные наспех, они изрядно обветшали, вросли в землю и покосились, стены превращаются в труху. Один из бараков пришлось даже заколотить: в нем угрожающе провис потолок, заниматься без риска для жизни стало невозможно. Думаю, понятно, что и здесь нет элементарного: спортивного комплекса, столовой, нет зала для собраний, не говоря уже о помещениях для занятий коллективов художественной самодеятельности и кружков технического творчества. Кроме того, прокопьевское ГПТУ-35, пожалуй, одно из немногих профессионально- технических училищ страны, где до сих пор не дают среднего образования: нет условий для этого.
Зато есть в данном ГПТУ целых семь с половиной килограммов переписки по поводу бедственного положения многострадальной кузницы горняцких кадров. Иные из бумаг уже изрядно пожелтели, поскольку профтехучилище и областное управление профтехобразования начали обращаться в различные инстанции еще на заре шестидесятых годов.
Годы быстро летят. Вот только дело не скоро делается. Почти пятнадцать лет ушло на всевозможные согласования и пересогласования, пока наконец в 1976 году институт «Сибгипрошахт» выдал проект нового учебного комплекса на 720 учащихся. Бывший генеральный директор производственного объединения «Прокопьевскуголь» А. Петров пообещал немедленно начать строительство. Сменивший его В. Долгушин тоже не скупился на обещания. Однако тому и другому осуществить благие намерения всякий раз мешали какие-то «веские» обстоятельства: то они не могли сговориться со строителями, то не знали, где достать строительные материалы, то у них «горел» план по добыче угля и невозможно было ни на минуту оторваться от этой внезапно возникшей проблемы, то пятое, то десятое. Давно известно: кто хочет, тот делает, кто не хочет — ищет причины, чтоб не делать.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Скорость
Продолжаем читательскую дискуссию «Отступить или одолеть»?
Роман