Их появление вызывает безумный восторг детворы. Еще бы — расписные повозки, яркие костюмы, веселье, музыка! В Мордовском Канадее, помнится, одна старушка за цыган приняла. «И куда ж переселяетесь теперича?» — спросила.
— Итальянцы мы, бабуля, а не цыгане, — рассмеялся Калашников, — по селам ходим, представления даем!
Через несколько дней уже в Пензе, конечном пункте их путешествия, «итальянец» Александр Калашников признался, что давно мечтал, чтоб по русской земле прошел итальянский театр масок. Долго пьесу подбирал, чтоб была в ней и философичность, и социальная острота. Нашел — Питера Вейса «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился». И коллектив «Бума» взялся за постановку.
«Бум» — театр, который он, Калашников, создал восемь лет назад в городе Кузнецке Пензенской области. Тогда он записал в своем дневнике: «...А что, если театр назвать как-нибудь пореволюционному, чтобы брызги из глаз. Что-нибудь вроде «Бах-бабах» или «Бум-бубум». А что, может, и правда «Бум»?»
Рисковал ли Калашников, называя театр столь многообещающе? Возможно. Но сейчас никто не скажет, что коллектив названия не оправдывает.
Сценической площадкой театру может служить даже... городской двор. Удивленные жители выходят на балконы, из окон выглядывают. Чтоб артисты во дворе играли — такого еще не видели. Когда «Бум» дает спектакль на основной своей сцене, в Доме культуры «Рассвет», зал обычно переполнен. Но Александру этого мало. Хочется ему, чтобы все стотысячное население Кузнецка спешило на представление «Бума».
— Понимаю, что мир «Бумом» не переделать, — Калашников не обольщается на этот счет. — Но мы будем бороться, идти в народ, будоражить его, взрывать пласты душевной инертности. Не получается камерным спектаклем, попробуем театром на плотах, не вышло театром на плотах, бабахнем «Балаганом»!
В «Балагане» — театре на повозках, кроме 6у-мовцев, еще и пензенские артисты из студии пантомимы Александра Куприянова. И для тех, и для других это прекрасная возможность обменяться опытом...
...Едва влетит кавалькада в деревню, как уже мальчишки, встретив артистов, бегут по домам, народ созывать. Принарядятся люди — и на спектакль. Не в мягких креслах его смотрят — стоя. Это после трудового-то дня. Артистам тоже нелегко, весь день пешком шли. Машка, Бурка, Бубенчик — лошади крепкие, но реквизита много, нелегко им, так что в повозке ехать совестно. А исчезает усталость уже тогда, когда нетерпеливые зрители все настойчивее аплодируют, призывая начать спектакль. Алла Мальцева, художник, срочно артистов гримирует. Самый сложный грим у Алексея Булдыгина — он в пьесе бога играет. Володя Тамбовский, у него роль врача, свои «врачебные» инструменты выложит. Валерий Башкиров и Роман Богаткин еще раз маски правительственных персон осмотрят — не повредились ли в пути? Потом на несколько секунд за кулисами — ими служат повозки — стихнет, взоры на Наташу Шмарову обратятся. Она взмахнет смычком и... «Феличита!» — выдохнут артисты, ведь сегодня они итальянцы. Выйдут на «сцену» — яркий грим, огромные маски, пестрые костюмы. Эксцентриада в воздухе в стиле «дель арте» — так режиссер обозначил жанр. Только подтекст в пьесе П. Вейса невеселый. Заставляет задуматься, поразмышлять о человеке и современном мире. Если зритель уйдет со спектакля озадаченным, встревоженным — цель достигнута.
И снова в путь. До ночи нужно к летнему животноводческому лагерю выйти. Там рядом березовая роща, театр в ней на ночлег расположится. А утром концерт для доярок. Концерт на рассвете — знакомо ли вам такое? И не для тысячи, даже не для ста зрителей, а для двадцати пяти. Им — песни, пантомимы, басни. Волнуются ребята — будто не в поле предстоит выступать, а на настоящих театральных подмостках.
Ради чего все эти мытарства? Ради самовыражения — это во-первых. И потому не так уж важно, где выступать, — в концертных залах или рядом с фермой. Артистам нравится людей радовать, просто смешить. В этом ребята находят второе призвание, ведь по профессии они инженеры, рабочие, педагоги, музыканты, а бродячими артистами становятся на время отпуска или студенческих каникул.
В больших и светлых залах лауреат премии комсомола Пензенской области народный молодежный театр «Бум» еще выступит. Но памятнее его артистам будет все же тот концерт на рассвете. Для двадцати пяти доярок.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
XIX всесоюзная конференция КПСС