Будущее не придет само

Юрий Калещук| опубликовано в номере №1125, апрель 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Нет, пожалуй, главное - дать человеку возможность доказать себе и другим, на что он способен. Реконструкция позволяет увеличить выход продукции, оставляя число работающих неизменным. Но это не просто число, не абстрактная цифра: была тысяча - осталась тысяча. Это те же люди, они вложили в завод частицу себя, и завод врос в них всем своим существом. Работать с одними и теми же людьми, наблюдать их рост, развитие не только интересно, но и плодотворно.

- Рост квалификации!

- Не только. Общее развитие, раскрытие личности.

Реконструкция - стихия Осадчего, поле сбывающихся предвидений, научных расчетов. Может, потому он заговорил о ней категориями философскими, хотя науку эту как будто не жалует. Но принимать как данность, неизменную во всех измерениях, неприязнь директора к наукам гуманитарным все же не стоит. Когда потребовалось усовершенствовать пульты управления автоматическими линиями, завод пригласил не механиков - наладчиков, не конструкторов, а социологов и физиологов. Те выяснили, что оборудование пультов не соответствует ни антропометрическим параметрам, ни биохимическим условиям, ни психологическим факторам восприятия и переработки сигналов, - выяснили и дали свои рекомендации.

- С одной стороны, завод каждый день ставит перед человеком более сложные задачи, требует мобилизации всех его ресурсов, а значит, заставляет совершенствовать мастерство; с другой стороны, завод растет, крепнет, помогает человеку решить его бытовые вопросы (квартира, ясли и прочее), расширяет возможности проведения досуга, раздвигает границы свободного времени, а значит, и. горизонты его духовной жизни. Тысяча человек у нас на заводе имеет личные планы - обязательства; тысячи рабочих принимают участие в постоянно действующих производственных совещаниях, обсуждая самые разнообразные вопросы - от реконструкции стана «1020» для выпуска труб диаметром 1 220 миллиметров до планов социального развития коллектива, от подготовки завода к работе зимой до повышения общеобразовательного и технического уровня знаний...

- Скажите, изменилась ли за годы, проведенные вами на заводе, тематика ваших приемных дней по личным вопросам!

- Прежде я мог безошибочно определить: если в кабинет вошел мужчина - значит, пойдет речь о квартире, если женщина - о яслях. Сейчас идут и с деловыми предложениями и с замечаниями о тоне, скажем, взаимоотношений рабочего и мастера. Повысилось самоуважение людей, самосознание...

В цехе бесшовных труб последний четверг каждого месяца - день музыки. Почетный член одной из бригад - заслуженный артист республики. «Валентина и Валентину» недавно там обсуждали. При мне мастер допытывался у молоденького рабочего, когда тот был в театре и что смотрел. Трогательная была сцена. Осадчий, услышав об этом, рассмеялся: «А - а... Я стольких директоров - то в театре ни разу не видел. Но у нас так поставлено: мастер не только за производство отвечает, но и за учебу, за то, что люди читают, смотрят...»

- Но интерес к личности все - таки остается производственным: вы стараетесь сделать каждого настоящим рабочим, патриотом завода - от таких людей зависит дальнейший рост производства. Считается, что на производительность труда может повлиять и дурной обед, и неуважительная реплика в разговоре, и проигрыш любимой команды, и неуютность цеха...

- Культуру производства нередко понимают внешне: цветы в цехах, разноцветные стены, аккуратные спецовки... Но самое главное - четкая организация работы, чистота отношений между людьми. А культура отношений зависит от культуры людей - производственный это фактор или личностный, не важно, только я знаю, что это работа, работа повседневная. Когда мы поставили перед собой задачу перевести все станы и мартены на почасовой график работы, это воспринималось поначалу как утопия, фантазия. Начали внедрять после длительной отработки, подгонки. Ход выполнения плана на заводе взят под непрерывный автоматический контроль: проведена операция, сварена очередная труба - идет сигнал в запоминающее устройство системы, а затем и на щит диспетчерского контроля; лампы световой сигнализации позволяют мгновенно определить, где произошла остановка, специальные блоки запоминают, сколько агрегат простоял. Вначале, между прочим, вся эта система воспринималась некоторыми работниками как «орудие слепого контроля». Ведь как случалось прежде у некоторых мастеров? Прокатал 950 тонн труб за смену, а норма - 1 000. «Для ровного счета» пишет - 1 025. В результате путаница в отчетах. Теперь все как на ладони. Только для одного «слепого контроля» не стоило и огород городить. Появилась возможность оперативно вмешиваться в производственный процесс, принимать решения, маневрировать средствами более эффективно, окрепла взаимосвязь не только между производственными участками - между людьми. Опять производственный фактор? Или человеческий?

Разрабатывали эту систему заводские инженеры и конструкторы в содружестве с рядом научно - исследовательских институтов и лабораторий черной металлургии, автоматики, телемеханики. Связь завода с наукой, особенно с Днепропетровским ВНИТИ, Институтом электросварки имени Е. О. Патона, ВНИИметмашем давняя, нервущаяся. Сын Осадчего, тоже трубник, доктор наук, вместе с отцом участвовал в той памятной реконструкции трубоэлектросварочного, за создание и широкое внедрение новых технологических процессов и высокопроизводительных станов для производства горячекатаных труб удостоен Государственной премии. На заводе удивительно быстро росли люди. Может быть, оттого, что всегда ставили перед собой задачи высшей категории трудности! Молодой начальник трубоэлектросварочного цеха Игорь Усачев, прославившийся во время битвы за трубу «1020», уже давно директор Сумгаитского трубопрокатного. Семнадцатилетний паренек, появившийся осенью 42 - го на строительной площадке пилигримного стана, не имевший тогда ни специальности, ни десятилетки, прошел путь от кантовщики металла до начальника цеха, который когда - то строил, заочно закончил институт.

- Я бы мог назвать десятки имен. Рабочие, мастера... Для черной металлургии вообще характерен высокий уровень творческой отдачи каждого работника. Не случайно весь прирост объемов производства по черной металлургии достигается за счет повышения производительности труда, без увеличения численности персонала. Нормы выработки у нас определяются с большой точностью, исходя из мощностей агрегатов, сортамента продукции. Такие нормы при выполнении плановых заданий выполняются на 102 - 105 процентов. Чтобы повысить этот процент, ой - ой как приходится поработать! И руками и головой.

- Очевидно, выполнение научно обоснованных планов и обязательств требует от работников, особенно от руководителей любого ранга, точного знания и выполнения своего маневра.

- Каждый должен отвечать за свой участок работы. Каждый. От этого зависит общий успех. Ведь мы соревнуемся не за место, а за дело. За дело.

- Начальник одного из цехов говорил мне: главное, чего вы требуете от них, - самостоятельность в решениях.

- Не только от них.

- Может быть, поэтому у вас на заводе так стабильно работают кадры среднего руководящего звена!

- У нас есть начальники цехов с такой хваткой, такой эрудицией, что только завидуешь...

- Приходится тянуться!

- Конечно! Руководитель, если он хочет быть настоящим руководителем, должен всегда «тянуться», накапливать новые знания, идти вперед. Много бы я стоил, если бы до сих пор потряхивал багажом, полученным в Промакадемии. Вот говорят: «У Осад - чего интуиция». Не спорю, но только любая интуиция должна быть подкреплена научным расчетом, инженерной мыслью.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены