Я то не детектив, читатель. Здесь не будет головокружительных погонь, допросов и очных ставок, пистолетных выстрелов или холодной стали ножа - классических атрибутов слова «убить». И все - таки будет следствие: как убивают время. Как мы убиваем время - ежедневно, безжалостно, бесстыдно.
Один известный поэт сожалел как - то: «... Падают минуты повзводно и поротно. Начиная с самого первого января... Мертвые минуты молчат, не обижаются. Мертвые минуты выстраиваются в века... Зачем люди плачут? Чего докторам жалуются, что мало успели сделать, что жизнь коротка?»
Итак, речь пойдет о преступлении. Но преступлении особого рода, исследованием коего занимаются отнюдь не криминалисты, а социологи - занимаются давно и всерьез, на крепкой научной основе. Выясняют его причины. Находят виновников. Борются с ним - и это, кстати, тоже имеет свой криминалистический термин: «профилактика преступления».
Короче, поговорим о времени. О нашем свободном времени. О том, как мы к нему относимся.
... Чуть позже четырех часов пополудни из проходных Челябинского трубопрокатного завода выходят рабочие первой смены. Впереди у них - долгий вечер трудового дня, или, как говорят социологи, «внерабочее время - вторая составная часть общего - бюджета времени грузящихся».
Социология делит внерабочее время на четыре составные части (бывает, на пять или больше: важно не количество, а суть):
1. Время, связанное с работой на производстве. Это подчас долгое путешествие на трамвае или автобусе до дома, отнимающее у челябинских трубников от десяти минут до целого часа.
2. Время на домашний труд.
3. Время удовлетворения физиологических потребностей. В переводе на общедоступный язык - сон и еда.
4. Чисто свободное время: учеба, самообразование, чтение, занятия спортом, участие в художественной самодеятельности.
Первый и третий пункты обязательны для всех. Челябинцы здесь тоже не исключение: они исправно ужинают, спят без сновидений или с оными, теснятся в автобусах и трамваях, про себя или во весь голос проклиная городской транспорт. Впрочем, проблема транспорта была несколько лет назад частично решена с помощью завода: один миллион двести тысяч рублей, примерно треть сметной стоимости, внес завод на сооружение троллейбусной линии от центра города до заводских проходных.
Пункт второй тоже был бы обязателен для всех, если бы львиная доля его не падала на женщин. Подсчитано, что домашний труд в СССР в целом поглощает около ста миллиардов человеко - часов! И преимущественно это женский труд. И здесь челябинцы не исключение...
И, наконец, пункт четвертый. О нем мы поговорим подробнее, потому что на разных предприятиях к чисто свободному времени рабочего относятся по - разному, и сакраментальная фраза «Как бы убить вечерок?» может быть не произнесена, если руководство предприятия, общественные организации помогают рабочему его занять.
У челябинских трубопрокатчиков есть свой Дворец культуры, стадион, Дворец спорта, библиотеки, профилакторий «Изумруд», загородные базы отдыха, пункт проката спортивного инвентаря и даже санаторий «Голубая горка» на Черноморском побережье в Сочи.
В завкоме прикинули, что ежегодно каждый второй рабочий пользуется путевками в заводские здравницы - и это точная цифра. Библиотекари пытаются каждого рабочего приохотить к книге, сделать постоянным посетителем основного библиотечного фонда или одного из тридцати передвижных филиалов, расположенных непосредственно в цехах завода. Работники заводского спортивного клуба «Восход», тренеры, инструкторы проводят зимние и летние олимпиады, соревнования между цехами, вместе с комсомолом организуют сдачу норм ГТО рабочими всех поколений. Руководители самодеятельных коллективов Дворца культуры приходят в цеха, устраивают там смотры цеховой художественной самодеятельности, приглашают в танцевальный ансамбль, в хор, в народный театр. Средний образовательный уровень заводской молодежи - 9,4 класса - цифра не маленькая! - а в плане социального развития коллектива трудящихся предусмотрен рост этой осредненной «социологической» цифры. И рост этот идет.
Вот вам типичные факты, характерные для большинства заводских коллективов, где, повторяем, знают, что время можно не убить, а занять. И если вспомнить, что на Челябинском трубопрокатном молодежи до 30 лет более трех тысяч, а потом сложить число участников самодеятельности с числом спортсменов и так далее и так далее, то получится впечатляющая картина: все три тысячи с толком и вкусом проводят свое свободное время.
Так это?
И так и не совсем так.
Не вся молодежь. Пусть многие, пусть даже большинство, но не все.
Попытка провести краткий социологический опрос на заводе привела к неожиданным результатам, несколько противоречащим радужной (и все же верной!) картине, нарисованной выше. Примерно четверть опрошенных на вопрос «Что вы предполагаете делать сегодня вечером?» ответили так: «Пойдем на танцы». Сорок процентов опрошенных собирались в кино или в компанию - с выпивкой и тоже танцами, только под магнитофон или проигрыватель. Оставшиеся участники «эксперимента» на наш вопрос отвечали легко и бездумно: «А черт его знает! Придумаем что - нибудь...»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.