Между прочим, иногда молекулы в теплом теле настолько быстро и суетливо колеблются, что некоторые из них даже вылетают из тела в пространство. Этим довольно хитро пользуются ваши матери: для того, чтобы высушить белье, они развешивают его на теплом месте. Они прекрасно понимают, что от тепла молекулы воды на белье придут в суетливое движение и начнут убегать в пространство. А это им только и надо. Хитро придумали ваши матери!
Примерно то же самое происходит и в лампочке. Отдельные молекулы вольфрама вылетают и оседают на ее стеклянном колпачке. От этого стекло делается темноватым, вольфрамовые ниточки постепенно сужаются и, в конце - концов, разрываются. Лампочка в таком случае перестает светить (нам путь прерван, и мы не можем бежать) и говорят, что она «перегорела».
Итак, быстро пробегая и толкаясь среди молекул вольфрама, мы заставляем их суетиться и посылать в пространство тепловые волны. Если вы прикоснетесь к горящей лампе, то без труда заметите, что она теплая. Но этим дело не кончается. Мы своей толкотней заставляем вольфрамовые молекулы совершать и еще одну работу; если некоторые из них посылают в пространство тепловые волны, то другие, более недовольные и нервные, создают вокруг себя другие волны - световые.
Разница между этими невидимыми волнами, собственно говоря, только та, что тепловые волны слишком удалены друг от друга, а световые идут близко одна за другой. В результате тепловые волны воспринимает наше тело, получая впечатление тепля, а световые «ловятся» нашим глазом и мы говорим, что видим свет.
Вот каким образом светится электрическая лампочка. Как видите, и свет и теплоту вызываем мы, бродяги - электроны. Да иначе и быть не может. Потому что, повторяю, в природе нет ничего, кроме нас, шаловливых бродяг, и поэтому ничего не может совершиться без нашего вмешательства. Мы всемогущи, потому что, кроме нас, ничто не существует.
В статье «Домашний электромонтер» (см. дальше) указано как проводить домашнее освещение, не производя «короткого замыкания», которое при слабом сердце монтера может повлечь за собой смертельный исход.
С этой статьей надо ознакомиться каждому.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Краткие биографические сведения