Бродяга-электрон

П Лопатин| опубликовано в номере №23, март 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

Странствия в телефонном аппарате

НА ЭТОТ раз расскажу о своем странствовании в телефонном аппарате.

Я с вами, товарищи, уже знаком: во 2 № «Смены» я не только представился вам, но даже и рассказал, каким образом мне удалось вместе со своими приятелями заставить светиться лампочку в комнате одного симпатичного парня - комсомольца.

А теперь расскажу вам о том, что делаем мы, маленькие бродяги - электроны, в телефонном аппарате. Я, пожалуй, мог бы дать свою голову на отсечение (если бы она у меня была), что, разговаривая в телефон, вы никогда не задумались над тем, что хозяевами этого маленького аппаратика являемся мы, электроны. А, между тем, это именно так...

Давайте серьезно и подробно поговорим об этом. Прежде всего, два небольших эпизода из моей личной жизни, непосредственного отношения к вашему телефону, пока - что, не имеющие.

Надо вам сказать, что мне не мало пришлось испытать на своем веку. Побывал, между прочим, я и в физической лаборатории одной из московских школ. И здесь преподаватель заставил меня быть свидетелем и участником довольно интересного опыта.

У него было несколько электрических батареек, т. - е. довольно хитроумных баночек, благодаря которым человек ухитряется управлять нами, бродягами - электронами, посылая нас шляться по медному проводу, или говоря проще, - при помощи этих батарей он получал электрический ток.

Я был одним из тех несчастных электронов, которые оказались пойманными в батарейке и, по приказанию преподавателя, должны были путешествовать по проводу. Сначала путешествие наше было самое обычное, ровно ни чем не отличающееся от обыкновенной нашей прогулки между атомами меди. Но скоро обстановка резко изменилась.

Преподаватель обмотал частью нашей проволоки простой кусок мягкого железа и рядом с ним положил небольшой гвоздь. Казалось бы, что может от этого измениться? А, между тем, произошла довольно - таки забавная историйка. Вообразите себе тротуар, по которому идут солидные люди. Откуда ни возьмись, из подворотни детского дома выбегает группа веселых малышей и быстро мчится по тротуару. Они толка ют прохожих, а те сердятся, нервничают и зло покрикивают на шалунов беспризорных. Дело происходит летом. Окна в домах открыты, и в них сидят, глазея на улицу, семьи жильцов.

Ясно, что они слышат возмущение прохожих, и сами, в свою очередь, сердятся на то, что существуют на свете эти веселые малыши, которым место не на тротуаре, а в детском доме. Они делятся своим возмущением с остальными жильцами, сидящими во внутренних комнатах, и зовут их поглядеть на хулиганов - мальчишек. Эти внутренние жильцы - любопытная публика: они тотчас же устремляются к своим соседям, сидящим у окон. Но в этот момент малыши уже промчались дальше, и по тротуару, как обычно, идут скучные прохожие. Ничего интересного. И семьи глазеющих жильцов, перестав волноваться, спокойно покуривают и лущат семечки.

А что же с внутренними жильцами, которые бросились поглазеть на уже убежавших мальчишек? Сидящие у окон сообщили им, что мальчишек нет, что улица приняла свой обычный вид, и нет ровно ничего интересного. Разочарованные внутренние жильцы возвращаются обратно в свои дальние комнаты.

Вдруг из подворотни выбегает вторая партия малышей. Снова сердятся прохожие, снова волнуются сидящие у окон и снова бросаются из дальних комнат любопытные внутренние жильцы. Но мальчишки опять быстро промчались дальше и, по второй раз разочарованные, расходятся по своим местам любопытные дальние жильцы.

И если через небольшие промежутки времени из - под ворот будут выбегать партии ребятишек, - жильцы внутренних комнат вынуждены все время носиться то из своих комнат к окнам, то от окон обратно в комнаты.

Это, конечно, только пример. Но нужно хорошо запомнить эту картинку, которую я нарисовал вам для того, чтобы ясно понять дальнейшее, теперь давайте переводить ее на научный язык.

Тротуар - это медный провод. Солидные прохожие - молекулы (частицы) меди. Детский дом - электрическая батарея. Шалуны беспризорные - это мы, электроны, или, говоря на вашем языке, - электрический ток. Глазеющие в окна жильцы - молекулы куска легкого железа, обмотанного нашим проводом. Наконец, внутренние жильцы - рядом лежащий гвоздь.

Так вот, когда электрический ток (малыши) проходит по медному проводу (тротуару), молекулы меди (солидные прохожие) начинают волноваться. Как это ни странно, их волнение передается молекулам куска железа (глазеющим в окна жильцам), и этот кусок, под влиянием тока, становится магнитом (зовет внутренних жильцов). Став магнитом, кусок железа притянет к себе рядом лежащий гвоздь (внутренние жильцы бросятся к окнам).

Но вот электрический ток прекратился (мальчишки разбежались), и все вернулось к прежнему: намагниченное железо размагнитилось (глазеющие жильцы успокоились), и гвоздь отпал от него (внутренние жильцы вернулись в свои комнаты).

Таким образом, то посылая, то прекращая ток в проводе, можно заставить кусок железа то притягивать, то отлеплять от себя железный гвоздь.

Эту связь между магнетизмом и электричеством вы постарайтесь запомнить как следует: она нам пригодится при знакомстве с телефонным аппаратом.

Теперь поговорим о втором опыте. Надо вам сказать, что если железо быстро намагничивается и размагничивается под влиянием тока, то сталь гораздо постояннее: раз намагнитившись, она долго держит этот магнетизм и становится как бы постоянным магнитом. С такими постоянными магнитами вы не раз играли в детстве.

Второй опыт, в котором я принимал участие, состоял вот в чем (см. рис. 2). Кусок постоянного магнита был обмотан замкнутым медным проводом. Обычно в нем нет, конечно, электрического тока. Но, как только к магниту преподаватель приблизил железный гвоздь, - тотчас же в медном проводе побежал электрический ток. Но стоило преподавателю отодвинуть гвоздь от магнита, - и ток прекратился.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 5-м номере читайте о жизни и творчестве писателя Вениамина Каверина, о русском поэте с турецкими корнями, учителя и наставника членов царской фамилии, автора государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» Василии Андреевиче Жуковском, об удивительно талантливом композиторе Серебряного века Александре Скрябине,  о том, как выживали в годы войны московский и ленинградский зоопарки, об уникальном человеке, легендарном летчике-асе, дважды Герое Советского Союза Амет-хане Султане, окончание детектива Наталии Солдатовой «Канкан пожилой дамы» и многое другое.



Виджет Архива Смены