— Вы, похоже, не отдаете отчета в своем положении, – говорю я так же спокойно, продолжая смотреть на него в упор. – До сих пор вы хотя бы могли маневрировать и ходить от одного знакомого к другому, давать инструкции, собирать сведения, пускать в ход интриги и предпринимать оборони: тельные действия. Излишне говорить, что мы внимательно следили за каждым вашим шагом. Но теперь, Манев, с вашей активностью покончено! Вы задержаны, и нет никаких надежд на ваше освобождение. Поэтому давайте играть в открытую. Снова задаю вопрос: кто убил Асенова?
Филип слушает меня внимательно, но бесстрастно. Потом небрежно пожимает плечами, словно изображая «говори, говори, если тебе делать нечего», и замечает с досадой:
— Вы перепутали адрес уже по той простой причине, что в ночь, когда Асенов умер, я был задержан вашими органами.
— В вашем суждении есть один логический пробел, – говорю я терпеливо. – Убийство было тщательно подготовлено задолго до его осуществления. Так что в вашем присутствии на месте преступления вовсе не было необходимости. А знать, кто убийца, вы должны.
Филип снова с досадой поводит плечами.
Наблюдаю за ним. Манев не проявляет излишней нервозности. Если этот человек действительно виновен в убийстве, как я могу принудить его сознаться? Сказать, что это облегчит его участь? Это будет неправдой. В данном случае принудительное признание ничем не облегчит судьбу преступника. И все-таки я должен добиться от него истины.
— Зачем вы отпускали бороду? – спрашиваю я неожиданно. – Чтобы потом сбрить?
– Каприз, – отвечает небрежно Филип.
– Вы не из тех, кто действует по капризу.
– Если вас ответ не устраивает, ищите объяснения сами.
– Оно у меня уже есть. Хотелось бы услышать от вас.
– К чему эти повторения? – с досадой говорит Манев.
– Недавно вы потребовали у Доры паспорт вашего брата под предлогом что-то купить в магазине «Балкантурист». Установлено, что никаких покупок вы не делали ни там, ни в другом месте.
– Для таких покупок одного паспорта недостаточно – нужны доллары. А доллары я найти не смог.
– Если бы у вас их не было, вы бы не беспокоились о паспорте, так?
Филип молчит.
– Паспорт вам понадобился, чтобы сделать копию печати на фотографии. Потом вы хотели имитировать эту печать на вашем фото, чтобы в нужный момент обеспечить свой выезд за границу.
– Как вы убедились, ничего подобного я не сделал.
– Да, потому что подделать печать оказалось непросто. Вы поняли, что номер с подменой фото также не пройдет. Именно тогда вы и решили отпустить бороду. Импозантная внешность, Манев, – это первое оружие мошенника, так сказать, часть его рабочего реквизита. Вы решили, что в интересах предстоящей операции было бы неплохо, чтобы люди свыклись с вашей бородой. Вы сбриваете ее перед самым отъездом, чем и страхуетесь от того, что вас узнает кто-нибудь в самый последний момент.
– Любопытное умозаключение, – говорит Филип, – хотя и несколько сложное.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.