По картинам армянских живописцев мы ясно представляем себе бирюзовый пьедестал Арарата с вечно меняющейся снежной короной его вершины, багряные виноградники на плавных зеленых склонах, спокойное величие Севана... Не составляет в этом смысле исключения и творчество молодого армянского живописца Рубена Овнатаняна, но его отличает и нечто другое. Он убежден, что окружающий мир даже в малых своих проявлениях способен дать кисти отзвук прекрасного. Пожалуй, именно эта убежденность дает верный ключ для понимания большинства его работ.
Вглядитесь, как построена картина с прозаическим названием «Окно». Избегая усложненной метафоричности и вполне доверяя простому, но точному образу, художник прямо говорит о том, что перед нами не что иное, как окно в мир. Стоит только распахнуть его, чтобы увидеть, что он прекрасен. Пусть нет за распахнутым окном цветовых эффектов, огромного завораживающего пространства, бездонной глубины неба... Мир, открывающийся за ним, прекрасен именно в своем тихом лиризме, задумчивости и каком-то особенно доверчивом ожидании человека.
Этим взглядом «сквозь окно» художник выстраивает незримую, но удивительно осязаемую связь между духовным миром человека и природой, его окружающей. Так и в «Натюрморте с алоэ» художник сумел тончайшими цветовыми оттенками вселить в строгий интерьер прозрачную свежесть мартовского утра, а нам, зрителям, дать пережить трепетное чувство наступающей весны.
В «безлюдных» пейзажах и натюрмортах Овнатаняна настолько живо ощущаешь присутствие человека, что чувствуешь: художник должен говорить о нем особо, со всей степенью погружения в его внутренний мир.
Возможно, именно эта способность к психологическим поискам и серьезным раздумьям над жизнью привела Рубена Овнатаняна к большой картине. Она посвящена одному из самых трагических периодов армянской истории, когда турецкое правительство, проводившее жестокую политику геноцида, уничтожило в 1915 году более полутора миллионов армян. Надо сказать, что столь трудная и ко многому обязывающая тема решена художником с большим мастерством, проявившимся прежде всего в лаконизме выражения. В нескольких фигурах беженцев живет трагедия целого народа.
Рубен Овнатанян еще только начинает свой путь, но сделанного им оказалось достаточно, чтобы работа молодого художника была отмечена высокой и почётной наградой – премией Ленинского комсомола республики.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.