С каждым годом он становился все ближе к народу, все популярней. Деятели театра руководствовались в своей работе принципиальным замечанием В. И. Ленина о том, что искусство Большого театра необходимо приблизить к требованиям современности, к духовным запросам народа.
Процесс был двусторонним: росла культура народа, его понимание музыки, его любовь к ней. А Большой театр демократизировался, становился доступней самым широким массам. На его сцене рождались первые советские оперы, многие из которых вошли в сокровищницу мирового искусства. В их числе – все оперы Сергея Прокофьева, начиная с красочной, жизнерадостной сказки «Любовь к трем апельсинам», увидевшей свет рампы Большого 19 мая 1927 года и в которой блистали такие исполнители, как несравненная Н. А. Обухова, А. С. Пирогов, Г. В. Жуковская, А. В. Нежданова...
И сейчас на нашей сцене с неизменным успехом идут прокофьевские оперы: «Семен Котко», посвященная суровому времени гражданской войны, «Война и мир» по одноименному роману Л. Н. Толстого и «Игрок» по Достоевскому. Не скрою, я горжусь тем, что во всех произведениях великого советского композитора пою ответственные партии.
И каждая моя новая работа всякий раз заставляет меня с первоначальной остротой ощутить, какая это великолепная школа для певца и артиста – наш Большой театр.
Начав с Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини, я постепенно приобщался к труднейшим партиям русского классического репертуара: Галицкого в «Князе Игоре» Бородина, Мельника в «Русалке» Даргомыжского и, наконец, Бориса Годунова в опере Мусоргского... Уже после этого мне было легче готовить такие роли, как Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова или король Ренэ в «Иоланте» Чайковского... Последняя моя работа – старшина Васков в опере К. Молчанова «Зори здесь тихие».
Во время недавних гастролей в США «Зори» имели огромный успех, как документально-художественное подтверждение высочайшего героизма советского народа в борьбе с гитлеровскими полчищами... И везде, где бы мы ни выступали за пределами Родины – будь то Париж или Токио, Милан или Монреаль, – Большой театр завоевывает нашей Отчизне и ее правдивому, глубокому искусству симпатии тысяч и тысяч зрителей. Еще одно подтверждение сказанному – недавний успех «Бориса Годунова» в знаменитом театре «Колон» в Буэнос-Айресе. Опера Мусоргского, поставленная в новой редакции профессором И. М. Тумановым, продирижированная О. А. Димитриади, оформленная Е. Г. Чемо-дуровым, была принята более чем восторженно. Приведу несколько отзывов зарубежной прессы.
«Голос Ирины Архиповой (Марина Мнишек), ее власть над сценой и зрителями становятся могучим и глубоким источником радости... Владислав Пьявко (Самозванец) – тенор типично славянской школы, он поет с изумительной уверенностью во всех регистрах и окрашивает вокальный тембр с убедительной тонкостью... Евгений Нестеренко (Борис Годунов) блистает приятным тембром голоса и достойной самой высокой похвалы актерской игрой».
Мне хотелось бы назвать здесь еще несколько имен молодых солистов Большого театра, которые уже немало сделали и обещают сделать еще больше.
Лауреат премии Московского комсомола Владимир Мальченко поет Онегина, Фигаро, Болконского... Певцу равно доступна отечественная, западная и советская классика. В опере Прокофьева «Война и мир», где Мальченко выступает в роли Андрея Болконского, партию Наташи Ростовой исполняет Галина Калинина. Она обращает на себя внимание красивым сопрано и незаурядными актерскими данными. Мы возлагаем на нее большие надежды.
Назову еще одну молодую солистку – Ольгу Терюшнову. Еще будучи студенткой консерватории и стажируясь в Большом театре, она очень быстро завоевала признание в коллективе. Начав с партии Жени Комельковой в «Зорях», она затем отлично справилась с очень сложной ролью Фроськи в «Семене Котко», в которой ярко раскрылись и музыкальность актрисы и ее драматическое дарование. А совсем недавно, когда срочно понадобилась новая исполнительница роли Бланш в «Игроке», Оля с немногих репетиций вошла в один из самых трудных спектаклей Большого театра. Словом, ей одинаково хорошо удаются роли острохарактерные и героические, что толке бывает на оперной сцене не так уж часто.
Итак, перед нами три примера из многих. Три молодых человека, представляющих новое поколение Большого театра.
...Страна встречает двухсотлетие Большого театра не только как праздник нашего родного дома – как праздник всей советской культуры. Но мы, работники театра, разумеется, даже в дни праздничных торжеств будем продолжать нашу постоянную, кропотливую и очень увлекательную работу.
Вскоре после юбилея мы покажем свое искусство в городе Ленина. Очередная премьера – новая постановка «Русалки». В опере Даргомыжского впервые будут открыты все купюры, и она прозвучит так, как ее задумал великий русский композитор. А впереди – современность. Мы ждем монументальную оперу Тактакишвили «Похищение луны» и уверены, что это произведение станет очередным этапом на пути совершенствования нашего искусства. Ибо вне современности не может быть прогресса.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.