Кузнецы завтрашнего дня

Игорь Смирнов| опубликовано в номере №1176, май 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Попался мне недавно один интересный документ. Составлен он в самом начале двадцатых годов комсомольской ячейкой завода «Красное Сормово». Речь в нем идет о школе промышленно-торгового ученичества, о том, что комсомольцы-сормовичи передали этой школе станки.

«Вы – наша смена! Мы хотим, чтобы вы, дети пролетариев, выросли настоящими ленинцами, настоящими мастерами. Вы – кузнецы завтрашнего нашего светлого дня... А чтобы учились делу не «самотужкой» и не вприглядку, передаем вам, ребята, два токарных станка, выправленных комсомольцами в нерабочее время».

Сколько чуткого комсомольского внимания, сколько теплоты стоит за строками этого давнишнего документа! Забота о подрастающем поколении, которое завтра придет на заводы, шахты, стройки, всегда была кровным делом комсомола. С самых первых дней создания профессионально-технических школ в нашей стране Ленинский комсомол взял ударное шефство над воспитанием рабочей смены. Эти традиции успешно приумножаются и развиваются сегодня. На XVII съезде ВЛКСМ подчеркивалось, что десятки, сотни комсомольских базовых предприятий совершенствуют воспитательную работу с учащимися, помогают укреплять материально-техническую базу училищ. После XVII съезда на работу мастерами производственного обучения было направлено по путевкам комсомола более девяти тысяч молодых специалистов. Среди них кавалер ордена «Знак Почета», член Ленинградского обкома ВЛКСМ А. Евдокимова, делегаты XVII съезда член ЦК ЛКСМ Туркмении В. Дзюба, кавалер ордена «Знак Почета» калужанин Е. Котов и другие.

На том же заводе «Красное Сормово» подшефному училищу недавно передан огромный учебный корпус площадью около трех тысяч квадратных метров, оснащенный самыми современными станками и механизмами. Этот подарок молодые сормовичи готовили в нерабочее время. Они отремонтировали цех, наладили оборудование, приготовили инструмент. Сегодня учебный цех лауреата премии Ленинского комсомола среднего профессионально-технического училища № 5 полным ходом работает на десятую пятилетку. Отвечая на заботу своих старших товарищей, комсомольцы училища решили выпустить дополнительно к плану на десятки тысяч рублей высококачественной продукции. И что характерно: наряду с производством узлов для судостроения, запасных частей к сельскохозяйственным машинам, насосов ребята выпускают еще и новейшие токарные станки. Во все концы страны идут эти станки, сделанные руками внуков и правнуков тех сормовских комсомольцев, которые писали свой наказ в двадцатых годах. А ведь началось все с двух стареньких токарных станков, отремонтированных по инициативе комсомольской ячейки «Красного Сормова»...

Свое место в оказании конкретной помощи профтехучилищам нашли и комитеты комсомола высших учебных заведений страны. Заслуживает самого внимательного изучения и распространения опыт, накопленный комсомольцами Московского института химического машиностроения, которые не один год шефствуют над средними ПТУ №№ 94, 127, 143. Эти училища готовят квалифицированных рабочих для химической промышленности, и выбор «подшефных» вузовским комитетом комсомола понятен: ведь пройдет всего несколько лет и бывшие студенты и учащиеся встретятся в цехах химических предприятий...

Наверное, не бывает в институте такого мероприятия, на котором бы не присутствовали ребята из ПТУ. Дни открытых дверей и диспуты в клубе молодого марксиста, консультационные пункты для преподавателей ПТУ и учащихся, встречи с отличниками учебы, спортсменами, самодеятельными артистами и другие совместные мероприятия проводятся комсомольцами. Крепкой дружбе способствует и совместная работа в студенческом строительном отряде, в котором уже не первый год вместе работают ребята.

Да, далеко шагнула сегодня наша профессионально-техническая школа. Когда бываешь в училищах Москвы, Ленинграда или Перми, Жданова, Фрунзе, Кишинева, радостно видеть не только прекрасные учебные аудитории и богато оснащенные производственные мастерские, но и работу завтрашних производственников. Запоминаются и остроумные тренажеры, сделанные челябинцами, электрифицированные плакаты свердловчан, действующие модели днепропетровцев... Современный урок в ПТУ немыслим без современных и разнообразных материальных средств, сложнейших пособий. Изготовлены они, как правило, педагогами и их учениками, в соответствии с самыми последними рекомендациями НОТ.

Классы программированного обучения с их ценнейшей обратной связью, кино, звукозаписывающая аппаратура, диафильмы – все это «работает» на то, чтобы молодой человек, пришедший в училище со школьной скамьи, стал специалистом своего дела. Десятая пятилетка – пятилетка качества, пятилетка эффективности – предъявляет самые высокие требования к рабочей смене.

«Растет производственник нового типа, в нем все гармоничнее сочетается физический и умственный труд. Это человек с широким профессиональным кругозором и мастерством, с глубоким знанием политехнических основ современного производства, способный быстро осваивать новейшие машины и технологические процессы», – подчеркивал в своей речи на XVII съезде комсомола Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев.

Вот что говорят цифры. С каждым годом сокращается область применения неквалифицированного физического труда. Только за последние десять лет количество рабочих пятого и шестого разрядов (тарифицируемых по шестиразрядным тарифным сеткам) возросло более чем на десять процентов. Существует множество профессий, которыми сегодня без специальной подготовки не овладеешь. В состоянии ли бывший школьник, хоть он и изучал химию, постичь тайны профессии аппаратчика химического производства? А взять монтажников, которые собирают автоматические линии, или мастеров по ремонту цветных телевизоров, слесарей по изготовлению медицинского оборудования, где счет идет на микроны. Тут не только специальное образование необходимо, но в отдельных случаях и инженерной подготовки может не хватить.

Если в 1959 году в среднем работник имел образование 6 классов, то в 1970-м этот показатель возрос до 8,4. Уровень образования рабочих основных профессий в машиностроении, в металлургической, химической и нефтеперерабатывающей промышленности вплотную приблизился к десятилетке.

А вот другая сторона проблемы. К примеру, в машиностроении три четверти брака приходится на молодых, малоквалифицированных рабочих. Повышение квалификации поднимает производительность труда рабочего на 6 – 8 процентов. В научно-техническом творчестве участвует также значительно больше юношей и девушек, имеющих среднее образование, нежели тех, у кого за плечами восьмилетка.

Как показывает практика, выпускники профтехучилищ, дающих среднее образование, успешнее осваивают новую технику и технологию, лучше закрепляются на производстве, добиваются высоких результатов в труде. Социологи Челябинска провели специальное исследование, которое показало, что, работая на однотипном оборудовании, юноши и девушки, подготовленные в училищах, выпускают продукции почти в полтора раза больше, нежели рабочие, обучавшиеся на производстве. Причем и качество изделий у ребят из ПТУ значительно лучше и на более высокий разряд они выходят скорее.

О том, что требования к квалификации молодых рабочих все время растут, говорит и тот факт, что фондовооруженность труда на новых, реконструируемых предприятиях заметно увеличивается. Институт экономики АН СССР подсчитал, что общая фондовооруженность на одного занятого повысилась с 1960 по 1970 год в промышленности с 4 до 7 с лишним тысяч рублей, а на транспорте – с 6,8 до 11 тысяч. Причем большинство работающих на новых и расширяемых предприятиях – юноши и девушки, средний возраст которых двадцать – двадцать пять лет. Если в руки молодых рабочих, пришедших на производство, попадает оборудование более дорогое, чем прежде, то для работы на нем нужен и новый уровень знаний и навыков, потому что стоимость оборудования отражает и качественную его сторону – сложность.

Но десятая пятилетка требует от молодой рабочей смены уже не только профессионального мастерства, она требует большей организованности, дисциплинированности, ответственности за рациональное использование современной техники, за честь заводской марки.

Внимание всей страны привлек опыт комсомольцев Тираспольской швейной фабрики, которые создали сквозные бригады отличного качества. Это движение стало целым явлением в работе многих предприятий легкой промышленности. Сквозные комсомольско-молодежные коллективы появились на предприятиях машиностроительной, электронной, пищевой промышленности. Характерно, что среди инициаторов почина – тираспольцев и их последователей – немало недавних выпускников профессионально-технических училищ, которые принесли с собой на предприятия не только знание профессии, но и высокие духовные качества, умение по-новому организовывать свой труд.

И это не случайно. Именно в девятой пятилетке окрепли средние профессионально-технические училища, которые как бы вобрали в себя лучшие черты, присущие ПТУ и общеобразовательной школе. Из шести тысяч училищ страны более половины уже перешли на подготовку молодых рабочих со средним образованием. Вместе со специальностью, с разрядом выпускник получает и аттестат о среднем образовании.

Средние ПТУ быстро завоевали популярность среди молодежи. Свидетельство тому – конкурсы при приеме в некоторые училища.

В перспективе система профтехобразования станет для молодежи одной из самых распространенных форм обучения. В Ленинграде, где развитие системы ПТУ значительно опережает общесоюзные темпы, планируется в десятой пятилетке следующее соотношение среди выпускников 8 – 10-х классов. После восьмого класса в девятый пойдут учиться 40 процентов юношей и девушек: в средние ПТУ – 40 процентов; в техникумы – 18 процентов. После получения аттестата зрелости в вузах будут продолжать образование 36 процентов ребят, в ПТУ и техникумах – столько же. Остальные выпускники придут на производство сразу после школы. Таким образом, две трети вчерашних школьников станут рабочими, а примерно одна треть – служащими. Именно такое соотношение отвечает реальным потребностям нашего народного хозяйства.

В сфере материального производства существует понятие «управление качеством продукции». Оно включает в себя технологию как единое целое, охватывает все стадии производства того или иного изделия – от сырья и заготовки до сдачи готового продукта контролерам и отправки потребителям.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Большой!

Многозвучие чувств