Большевистская «Правда»

К Омельченко| опубликовано в номере №292, апрель 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но газета была создана.

В первом номере ее редакция особенно подчеркивала ту мысль, что новое издание будет не изданием «для рабочих», а подлинной пролетарской газетой.

«Правда» подвергалась самым разнообразным репрессиям: номера ее часто конфисковались, редакторов беспрерывно штрафовали и арестовывали. В течение первых двух лет своего существования старая «Правда» восемь раз закрывалась и столько же раз меняла свои названия.

«Рабочая правда», «Северная правда», «Правда труда», «За правду», «Пролетарская правда», «Путь правды», «Рабочий», «Трудовая правда» - вот ее псевдонимы. Но какое бы очередное название ни носила она, читатели среди которых авторитет большевистской газеты рос с каждым днем - всегда узнавали «Правду».

Уклоняясь от ударов полиции, редакция «Правды» вынуждена была всегда иметь запасных редакторов, так называемых зицредакторов, людей, которые, не принимая фактически участия в редакционной деятельности, согласны были отвечать перед полицией за газету. Арест такого редактора или даже закрытие «редактируемой» им газеты, конечно, нарушали ее нормальный выпуск. Однако подставные редакторы спасали фактическую редакцию, и газета продолжала выходить, подписываемая новым «редактором» или под новым названием.

Вдохновителями и руководителями газеты, направлявшими каждый ее шаг, неизменно были В. И. Ленин и И. В. Сталин. Для того, чтобы лучше руководить редакцией, Ленин переехал из Парижа в Краков, а позже - в находящееся вблизи русской границы местечко Поронин. Стержнем газеты являлись печатавшиеся в ней статьи Ленина. В своих многочисленных указаниях редакции Ленин определял линию газеты.

Переписка Ленина с редакцией «Правды» - непревзойденный образец большевистского руководства газетой. Поощряя все хорошие начинания газеты, Ленин вместе с тем остро критиковал те или иные изъяны и ошибки в ее практической деятельности.

«Газета, - учил Ленин «правдистов», - должна идти впереди всех... Однотонность и запаздывание несовместимы с газетным делом». Чрезвычайно требовательный к самому себе, Ленин требовал и от товарищей, работавших в большевистской печати, четкой, ясной постановки в ней всех больших и малых вопросов и в первую очередь острой борьбы с ликвидаторами.

Осенью 1912 года товарищ Сталин в пятый раз бежит из ссылки.

В сентябре он нелегально приезжает в Петербург. Здесь он руководит предвыборной кампанией большевиков в IV думу и становится во главе «Правды».

Ленин сразу же обращает внимание на оживление газеты. «Не могу не выразить вам по поводу передовой № 146 приветствие, - писал он редакции, редакция сразу взяла правильный, твердый, достойный тон...» Автором этой передовой был товарищ Сталин.

Другой эпизод. Товарищем Сталиным был составлен «Наказ петербургских рабочих своему рабочему депутату в Государственную думу». Редакция «Правды» своевременно не напечатала его. Ленин, узнав об этом, сразу же дает редакции указание: «Непременно поместите этот наказ петербургскому депутату на видном месте крупным шрифтом... не помещать такой вещи, значит не только создавать почву для сотен конфликтов, в которых «Правда» окажется виновной, но и портить сильнейшим образом чисто газетное дело, дело распространения и постановки газеты, как предприятия. Газета ведь не такая вещь, что читатель почитывает - писатель пописывает. Газета должна сама искать, сама во время находить и своевременно помещать известный материал. Газета должна искать и находить нужные ей связи».

В начале 1913 года товарищ Сталин некоторое время не мог практически заниматься «Правдой», так как он с депутатами-большевиками ездил к Ленину, заграницу. Это сказалось на работе газеты. По возвращении Сталина в Петербург Ленин поздравляет редакцию «с громадным улучшением во всем ведении газеты, которое видно за последние дни». Однако деятельность товарища Сталина в Петербурге и тем самым в «Правде» опять была прервана полицией.

8 марта в здании Калашниковской биржи был устроен большой вечер-концерт, сбор с которого предназначался в фонд «Правды». Товарищ Сталин должен был на этом вечере встретиться с рядом партийных работников: здесь, на многолюдном сборище, меньше всего можно было ожидать опасности. Однако Сталина выдал присутствовавший на вечере депутат Думы Малиновский, оказавшийся, как выяснилось впоследствии, агентом охранки.

8 июля 1914 года старая «Правда», носившая тогда название «Трудовой Правды», была закрыта, а большинство ее сотрудников арестовано.

После свержения самодержавия вернувшийся из эмиграции В. И. Ленин и И. В. Сталин, возвратившийся из далекой туруханской ссылки, куда его после шестого ареста загнало царское правительство, снова возглавили «Правду», в это время уже являвшуюся центральным органом партии.

Роль «Правды» в истории партии исключительно велика. Старая «Правда», указывает товарищ Сталин, «была не просто газетой, подводящей итог успехам большевиков в деле завоевания легальных рабочих организаций, - она была вместе с тем организующим центром, сплачивающим эти организации вокруг подпольных очагов партии и направляющим рабочее движение к одной определенной цели». Ленинско-сталинская «Правда» «сыграла виднейшую роль в борьбе за сплочение сил большевизма и рабочего класса, за победу диктатуры пролетариата и торжество социализма». Ленин и Сталин - руководители ЦО, его вдохновители, а в наиболее ответственные периоды и практические редакторы. Руководимая ими «Правда» являла и являет собой образец большевистской партийности.

Сила «Правды» в том же, в чем сила партии, органом которой она является, - в связях с массами.

Ленинско-сталинская «Правда», организуя вокруг большевистского знамени миллионы строителей социализма, воспитывает в массах верность партии и ее революционным традициям, она учит овладевать большевизмом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены