Большая Москва

М Гольдберг| опубликовано в номере №292, апрель 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Город увеличится вдвое. Кремль в стихийно выраставшем городе оказался несколько сдвинутым к юго-западу и порядочно отдаленным от северных районов Москвы. Но и расширение города пойдет в юго-западном направлении. Москва благодаря этому выровняется. Центр ее станет подлинным центром для всех районов. Чтобы попасть на торжественное заседание в Дворец советов, придется потратить приблизительно одинаковое время и гражданину, проживающему в Пушкинском районе, на севере, и жителю нового, Юго-западного района. В городе, связанном густой сетью метро и троллейбусов, с огромным парком такси, с десятками каналов, по которым будут сновать катеры, это время будет исчисляться минутами.

Между прочим, жителю Юго-западного района придется порядочный отрезок пути проехать в тоннеле, пробитом сквозь Ленинские горы. Зато остаток его пути лежит по красивейшей магистрали столицы.

Гражданин из Юго-западного района, ты проедешь мимо великолепных зданий Музея революции, Института Маркса-Энгельса-Ленина, мимо гостиниц-небоскребов, мимо зеленых аллей, фонтанов и памятников. К тебе будет приближаться огромный силуэт Дворца советов, пока его мраморная громада не закроет все остальное, и ты взойдешь по широкому пандусу к главному входу.

Большая Москва будет стройнее, гармоничнее теперешнего города.

Где, однако, будет производиться застройка? Не начнут ли застраивать такие места, которые мало приспособлены для жилья?

Нет, Юго-запад - возвышенный и обильный зеленью и водой район. «Роза ветров» показывает направление на северо-восток. Значит, район не будет подвергаться задымлению. Здесь вырастут белоснежные кварталы, разделенные парками и бассейнами, и в центре каждого квартала - ясли, детский сад, школа, окаймленные деревьями и газонами.

На границах зеленых массивов, равномерно окружающих ядро города, вспыхнула огненная змейка. Новое парковое кольцо! Путешествуя по этому кольцу, гражданин будущей Москвы сможет - при желании - побывать за один день во всех девятнадцати парках столицы. Да, мы не ошиблись: девятнадцать парков, вместо четырех, существовавших в 1937 году. Очевидно, огромное количество пассажиров будет спешить в новый парк на берегу химкинского водохранилища с его грандиозными фонтанами и каскадами.

Отдыхать можно не только в парках, но и на набережных Москвы-реки.

Они широки и просторны.

Возле украшенных скульптурами и колоннами жилых домов, возле остановок речного трамвая всюду шумящие листвой деревья и клумбы цветов. Сколько зелени будет в этом лучшем из городов! Проектировщики Моссовета уже подсчитали, что на каждого жителя Большой Москвы будет приходиться сорок-пятьдесят квадратных метров зеленой площади. Этого нет ни в одном из крупных городов мира.

На Котельнической набережной, на холме, вырастет ясное и спокойное в своих очертаниях здание Института мировой литературы имени Горького (с книгохранилищем на миллион книг и специальным Театром классики). Едущий по реке человек будет видеть сразу и пирамиду Дворца советов, и мощные корпуса нового дома Наркомтяжпрома, и купол Института Горького. Эти три монументальных здания расположены на вершинах треугольника, в который вписан изгиб Москвы-реки.

Монтер нажимает одну кнопку за другой. Широкие красные лучи пересекают Москву с севера на юг и с запада на восток. Новые сквозные магистрали. Они делают город проще, понятней. Приезжему будет легко ориентироваться в Москве, он не будет больше плутать по переулкам и тупичкам. О путанице, которая существовала в старой Москве, красноречиво свидетельствует шуточный адрес-произведение городского фольклора: «За Яузой, на Арбате, на Воронцовом поле, близ Вшивой горки, на Петровке, за Сухаревскими воротами, позади Якиманской, не доходя Мещанской» и т. д. Еще в сегодняшней Москве, выпрямившей многие свои улицы, сломавшей Сухаревские ворота, мешавшие движению, не так-то легко добраться, например, с Белорусского вокзала до завода имени Сталина. Приезжий должен справляться у милиционеров, пересаживаться с трамвая на трамвай и т. д. В реконструированной Москве, чтобы проехать в этом же направлении, никаких справок не понадобится: садись и поезжай - прямое сообщение.

На минуту мы воображаем эту поездку по Москве грядущего.

Мы мчимся в такси.

Возле площади Маяковского улица ныряет под землю. Троллейбусы и авто, не уменьшая скорости, мчатся подземной магистралью, освещенной так же, как и наземная улица (ее освещение регулируют фотоэлементы).

Миновав перекресток, мы снова вырываемся на сорокаметровую асфальтовую широту проспекта. С обеих сторон красивые, облицованные мрамором и гранитом здания. Дома - в целый квартал. Иногда на улицу выходит сад, а в глубине сада мы различаем ослепительные белые корпуса.

Моссовет такой же, как и в 1937 году. Только вынут первый этаж и вместо него - колонны, между которыми течет людской поток.

Красная площадь расширилась вдвое. Старого здания ГУМ нет. Вместо него трибуны и сквер с фонтанами. А вот гостиница Моссовета, строгие прямоугольники Дома Совнаркома... стой, читатель! Мы нечаянно заехали из будущего в настоящее.

Ну что ж, оно тоже увлекательно.

Там, где на макете стоит пирамидка Дворца советов, сегодня ползут экскаваторы и строители вызывают друг друга на социалистическое соревнование.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены