Близкие люди

Борис Фаин| опубликовано в номере №1198, апрель 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Я не на твоей стороне, как хочешь.

— Спасибо, сын, – отвечает мать и опять отворачивается к стене. И замолкает надолго.

...Но на другой день после этого разговора она неожиданно поднялась, захлопотала по дому, собралась с братом на базар – у него выдалось «окно». Озоруя и радуясь, брат говорил Антону:

– Эй, чудак, пойдешь в город, забеги к старику, скажи, по всем признакам предвидится обед. Он как штык будет. Не каждый день такие вещи...

Антону и самому хотелось поглядеть на отца в рабочей обстановке. Он стал расспрашивать, как пройти на завод. Объясняя, брат между делом спросил:

– С мамой поругался? Нет? Что-то она не такая... Ты, Антоша, не вмешивайся в их дела. Я, знаешь, давно не вмешиваюсь...

«Не вмешивайся», – думал Антон уже на улице, и видел в витринах свое угрюмое лицо, и еще больше мрачнел.

Отец, когда Антон пришел к нему, разговаривал по телефону. Жестом пригласил садиться. А закончив разговор, как-то неуверенно сказал, показывая на стулья и стены:

– Кабинет, правда, небольшой...

Отец словно извинялся перед ним в чем-то. В том, наверное, что он теперь, в сущности, не на такой большой работе, как прежде, будто это для Антона имело значение. В том, вероятно, что пришлось ему поддаться годам, обстоятельствам. Отец словно бы извинялся и в том, что вот он, Антон, места себе не находит в родном доме и вот пришел к нему, в его неказистый кабинет, и сидит, и не знает, что сказать, чем объяснить свой приход...

А Антон и прежде любил ходить на работу к отцу. Любил, когда секретарша, приоткрыв дверь, говорила:

– Владимир Алексеевич, Москва на проводе... Череповец... Белгород... Архангельск...

Антону нравилось, когда отец, поднимая трубку, заполнял кабинет гулким баритоном и выговаривал кому-то, что заводу нужны кабель, лес, металл, транспорт. Что, если надо, пошлет представителя или сам вылетит. Что готов ждать, что будет звонить из дома, к ночи. И он звонил из дома, раздвигая свой рабочий день до полуночи и еще. Звонил в далекий город, звонил в заводскую диспетчерскую, на склады, на станцию, в порт. Он работал много, шумно и беспокойно.

И сейчас, в приглушенности маленького кабинета, отец виделся Антону непривычно тихим, неуверенным в себе, даже жалким. И Антон подумал о том, что отцу, наверно, очень нужна поддержка матери, его жены, что ему необходимо спокойствие дома, что он уже не так здоров, как раньше, не так вынослив, что ему обязательно нужен отдых, а еще больше – доброжелательность... И он сказал об этом отцу, и отец с ним согласился:

— Поверишь, часто домой идти не хочется.

— Но и ты, видно, не всегда прав бываешь.

— Я, Антон, не претендую на абсолютную правоту. Это мама себя всегда правой считает.

— Эти бесконечные разговоры о женщинах...

— Ну, ей-богу, сын! Может, что и было когда-то... Так все плохое помнит. А хорошее – его как не бывало. Как будто...

Антону было неловко, он прервал:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены