Читатели постоянно встречают на страницах «Смены» статьи и очерки о .жизни комсомольско-молодежных коллективов. Это правило диктуется не' какими-то формальными причинами, а самой действительностью. Сотни тысяч бригад, участков, смен, других подразделений промышленности и строительства, в которых рабочая молодежь проходит трудовую и гражданскую закалку, завоевали прочный авторитет, показали примеры дерзновенной, активной творческой работы, стали форпостами трудового воспитания молодой смены рабочего класса.
Новой энергией, поиском и свершениями наполнены будни этих коллективов во втором году десятой пятилетки, когда на просторах нашей Родины широко развернулось патриотическое движение комсомольцев и молодежи «60-летию Октября – 60 ударных недель!».
Крупицы этого опыта трудно переоценить...
Ударная вахта молодых в честь знаменательного юбилея Советской власти – вот тема материалов, предлагаемых читателям в этом номере «Смены».
Проект строительства нашего завода был утвержден в 1940 году, но дату его рождения на несколько лет отодвинула война... Только в послевоенное время из сборочного цеха выплыли на железнодорожных платформах первые небольшие паровые турбины. Как видите, завод наш сравнительно молод: тридцать лет для промышленного предприятия – срок не слишком большой. А нынешний облик турбинного еще моложе: потребовались годы строительства, реконструкции, пока из первого маломощного корпуса завода вырос индустриальный гигант.
О возрасте турбинного я заговорил не случайно. История завода, его традиции не достались нам в «наследство», они создавались и продолжают создаваться нашими современниками, на наших глазах. А это большая честь, большая и ответственность.
Сейчас, в разгар ударной вахты, посвященной 60-летию Октября, меряя свои дела по трудовым подвигам наших отцов, мы задумываемся о связи и преемственности поколений и, оглядываясь в прошлое, тесно связываем его не только с настоящим, но и будущим. Уже сейчас пора поразмышлять о том, какие традиции мы сохраним, какие утвердим новые, чтобы передать их молодой смене рабочего класса, по каким делам и свершениям будут судить о молодых коммунистах и комсомольцах семидесятых годов.
Я думаю, отдельной строкой в летописи завода будет выделена шестидесятинедельная комсомольская ударная вахта – время поисков новых путей повышения эффективности производства, улучшения качества продукции. Для наших ребят это не просто производственный лозунг, а долгосрочная программа действий, фундамент которой закладывается именно сейчас.
Начиная ударную вахту, мы взяли за основу уже сложившуюся схему соревнования – оказалось, что комсомольский почин прекрасно вписывается в нее и даже углубляет содержание известных форм Как и прежде, сохранился порядок ежедневного и еженедельного подведения итогов по всему заводу – мы считаем, что о них необходимо знать не только директору, но и каждому рабочему, поэтому сообщаем по радио о событиях прошедшего дня. А в конце недели заводской штаб по соревнованию выпускает специальный бюллетень.
Беру в руки один из последних таких бюллетеней. На небольшом листе – полная картина недельной деятельности завода: Отмечены призовыми местами лучшие цехи, участки, бригады, появились новые имена хороших бригадиров. Но бюллетень не парадный отчет. Поэтому здесь же публикуются и' менее приятные сообщения. Вот, например, четыре цеха имеют претензии к отделу материально-технического снабжения: он не обеспечил заказы металлом. В цехе № 11 – неудовлетворительная культура производства: три цеха допустили брак – названы фамилии непосредственных виновников. Это сигнал и для завкома ВЛКСМ – очевидно, комсомольские посты качества тоже что-то проглядели в своей профилактической работе по предупреждению брака.
Ставшее привычным недельное подведение итогов, должен сказать, упростило задачу комитета комсомола. Мы распространили эту практику дальше, и все бригады охотно приняли предложение еженедельно обсуждать кандидатуры и называть лучшего в своем коллективе. И раньше в обычае были предсменные планерки, когда бригадир распределяет задание на смену. Еженедельное совещание стало как бы логическим продолжением этого обычая: результаты всей недели – серьезный этап в работе бригады.
Наш завод одним из первых в отрасли отказался от индивидуального метода труда станочников. Объединив их в бригады, мы избавились от такой организации производства, когда каждый работал только сам за себя, стремился сделать как можно больше «своих» деталей. Из-за такого положения дел частенько оказывалось, что одних деталей – в избытке, а других, наоборот, не хватает. Можно было сколько угодно говорить о взаимовыручке, помощи новичкам, но при индивидуальной сдельщине слова часто оставались всего лишь словами.
Сейчас у нас идет массовый переход на работу по единому наряду, оплату за готовый технологический узел, а не за отдельные детали, операции: своеобразный бригадный подряд в промышленности. Появилась заинтересованность в общем результате труда, а не в своих личных показателях. Теперь, оценивая недельные итоги, выдвигая лучшего рабочего, совет бригады прежде всего задается вопросом: а что этот станочник, слесарь, сборщик сделал для всего коллектива?
...Комсомольско-молодежная бригада расточников Виктора Яковлевича Чернова стоит на последнем перед сборкой участке технологической цепочки. Сюда привозят сварные конструкции, корпуса турбин – каждая такая деталь весит несколько тонн. Самая ответственная операция – установка корпуса на расточный станок, от нее зависит 90 процентов успеха. Ни один расточник не включит станок, пока установку детали не примет у него Виктор Яковлевич: на корпусе турбины приходится обрабатывать до десятка плоскостей с высоким классом точности, и тут малейшая ошибка грозит превратить огромную заготовку в простую груду металла, годного лишь на переплавку.
Между станками выкроили небольшой свободный пятачок, оборудовали на нем что-то вроде красного уголка: поставили стол для собраний, оформили стенд. Стенд оформить тоже можно по-разному. Повесить пару красивых лозунгов или безликих плакатов – такое ребят не устраивало. Стенд у Чернова – деловая хроника жизни бригады. Здесь – договоры со смежниками, обязательства всей бригады, своя стенгазета, на центральном месте – экран 60-недельной вахты.
Вокруг стола уже расположилась первая смена; по рукам идет специальный журнал учета: в нем каждый станочник записывает, что сделал задень, – ведь бригада давно работает без ОТК. Наконец журнал возвращается на центр стола, и Чернов начинает планерку.
Одна неделя в жизни бригады... Что вместила в себя короткая рабочая пятидневка?
Самое важное событие – заключили договоры о соревновании. Хочу подчеркнуть, что договоры заключаются не с кем попало (лишь бы соревноваться), а обязательно с участками, связанными технологической цепочкой. У бригады Чернова несколько договоров со смежниками – сварщиками, поставляющими корпуса турбин, карусельщиками, сборщиками. Не помню случая, чтоб договоры не выполнялись по вине бригад: если у соседа заминка, другая бригада без напоминаний и уговоров приходит на помощь, иначе она и сама рискует подвести смежников.
В эту же неделю обсудили и приняли индивидуальные обязательства, комплексный план повышения производительности труда. А общий «материальный» итог таков: все свои задания бригада выполнила, как обычно. Сданы с отличным качеством корпуса двух энергетических турбин, не считая других, внеочередных заказов. Эти корпуса – общий результат труда 24 человек. Как, по каким цифрам и процентам узнать лучшего из них? Совет бригады называет фамилию групкомсорга Коли Белякова. Знаю, что Коля – первоклассный расточник, универсал, может работать на любом оборудовании, но этим бригаду не удивишь, и я жду, какими аргументами обоснуют свой выбор.
Во-первых, Беляков за одну вместо двух смен расточил корпус турбины. Во-вторых, единственное за эту неделю рацпредложение – тоже у Белякова. Привезли в бригаду новую деталь – патрубок, собирались, согласно технологии, на расточный станок устанавливать. А Коля что-то в уме прикинул, попросил вызвать в цех технолога и доказал, что проще и быстрее обработать эту деталь на карусельном станке. Выигрыш во времени для всей бригады – еще одна смена... И если каждую неделю вот так экономить во времени хотя бы смену, можно план двух лет закончить не 7 ноября, как обязалась бригада, а даже раньше.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.