Конечно агитпропбригады уступают неизмеримо траму, а тем более музыкальным звеньям олимпиады.
Ни одна бригада здесь, на олимпиаде не в силах тягаться с китайским трамом, у которого, как ни у кого из коллективов, разносторонне и полноценно раскрыта национальная форма искусства. Мастерство этих владивостокских комсомольцев - грузчиков, в короткий срок освоивших многолетнюю науку сложного театрального дела, гипнотизировало тридцатитысячный «зал» олимпиады.
То же - ленинградский театр «Стройка», идущий сегодня к вершинам профессионального искусства.
Трамовское движение, выпестованное комсомолом, показало на олимпиаде несомненно более высокий класс, чем агитпропбригады.
Тринадцать трамов в сущности представляли зрелищную самодеятельность страны.
Один хилый драмкружок конечно бессилен был кого - либо представительствовать, ибо само его одинокое явление говорило о разгроме этой нужной, когда - то популярной формы рабочего творчества.
Развернутыми полками, в триумфальном марше, шагали в дни Всесоюзной олимпиады ее бесспорные гегемоны - бесконечные струнные и духовые оркестры и многотысячные хоры.
Но тон задавали музыкальные полпреды.
Они двенадцатью фанфарами пограничников дали старт олимпиаде. Медь и никель полуторы тысяч труб горели в первый же день в соседстве с юпитерами. Они перекликались в ликующем гомоне. Украинские бандуры, китайские джазы и барабаны, восточные зурны, бубны и цимбалы, русская балалайка и гармонь вели звуковую партию олимпиады.
Бетховен и Мусоргский, Моцарт и Вагнер, Берлиоз и Эйслер отлично привились у ленинградских печатников и киевских металлистов. Комсомольцы - ударники московского завода им. Сталина, занятые в духовом оркестре, вполне прониклись величием монументальной героики таких вещей, как пятая симфония Бетховена.
Галошные мастера с ленинградского «Треугольника» обладают вокальной культурой, четкой дикцией. У них вполне «на уровне» выглядят и «Кармен» и «Руслан и Людмила».
Первая олимпиада в сущности была олимпиадой молодых.
Их - шестьдесят процентов.
Они - в храмах, в бригадах, в теамастерских, в хорах, в оркестрах.
Они - в огромной своей массе в рядах комсомола, их 1.050 чел.
Это - лучшие фехтовальщики и акробаты китайского трама. Ведущие исполнители ленинградской «Стройки», зрелые актеры трама московского. Герои боевых агиток «Колонне - Линке» «мейстерзингеры» музыкальных симфоний. Запевалы хоровых массивов.
У них «песня и стих - это бомба и знамя». И голос у них «подымает класс».
Это - качество социалистического искусства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ