Вместо отчета о Всесоюзной олимпиаде
- Агитпропбригада.
Категория отнюдь не олимпийская. Не занесена в энциклопедию. Не котируется «на театре».
Творческая заявка, исходящая из самостоятельных сфер.
Но кислые «эстеты» воротят нос:
- Второй сорт... «Синяя блуза».
У подмостков Всесоюзной олимпиады самодеятельного искусства увивались эти патентованные оценщики из «барских садоводств» и старательно производили агитпропбриганды в синеблузые «лишенцы».
Едва только со сцены раздавалась коллективная декламация, как по углам морщились некоторые рецензентские носы:
- Агитка. Крик...
Скетч объявляется презренным жанром. Марш и физкультурная зарядка устарели и нетерпимы. От Синей, мол, от блузы... А это, по их мнению, провал. Или же в лучшем случае - дурной, неприличный тон.
Верно ли однако, что «Синяя блуза» подлежит сокращению по штату?
Разумно ли вообще объявлять эту форму пугалом самодеятельного искусства?
Товарищ Аболин, секретарь ВЦСПС, в день финала олимпиады озадачил настроившихся на заупокойный лад отдельных рецензентов, когда сказал:
- «Синяя блуза» была крупным фактором политической художественной агитации лет 8 - 10 назад.
И добавил:
- Быть может есть такие районы, где и сегодня «Синяя блуза» не исчерпала своих возможностей.
Не преждевременны ли следовательно похороны?
Агитпропбригадам да и трамам не к лицу отрекаться от своего детства. А «Синяя блуза» была именно детством самодеятельного искусства. Простота и доступность ее приемов вывели к мастерству не один коллектив. С хоровой декламации, с марша и физкультзарядки, с оратории и скетча началось движение.
И если агитпропбригады нынче перешагнули через «Синюю блузу», то они лишь миновали этап, который когда - то являлся неизбежным.
Разумеется, всякое окостенение в освоенной форме искажает ее своеобразие. Ограниченная и узкая тематика, если она не помножена на высококачественную драматургию и сценическое мастерство, бьет мимо цели. Самодеятельные бригады показывают часто иконописного ударника с засученными рукавами. Он действует среди зафиксированных раз и навсегда масок. Если вредитель - то в инженерной фуражке и в очках. Пьяница - красноносый, с обязательной бутылкой» Оппортунист - с портфелем.
Декламация на тему о нормах выработки и снижения себестоимости без художественной «начинки» вырождается в нестерпимую трескотню. Выразительность подменяется криком.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ